СКРИПКИНА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
учитель биологии
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа №1" город Михайловск
Шпаковский муниципальный район Ставропольский край
Мой педагогический опыт
СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает
В.О.Ключевски
Актуальность темы опыта в контексте современных требований к образованию.
Настоящее время требует нового человека, - человека творческого, активного, неординарно мыслящего, способного нестандартно решать поставленные задачи, т.е. человека исследователя, способного осваивать новое знание на протяжении всей жизни.
Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Известно, что в основе исследовательской деятельности человека лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс (по И.П. Павлову), относящийся к группе безусловных рефлексов саморазвития, ориентированных на освоение новых пространственно-временных сред, обращённых к будущему, т.е. потребность в исследовании заложена генетически. Поэтому, на мой взгляд, одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности, результат которой развитие у учащихся: логического мышления, самостоятельности, способности к самоорганизации, созидательной деятельности, а также приобретение надпредметных компетенций выпускника: умения работать с информацией, находить общий язык с другими людьми, ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, вести дискуссию; одним словом, жить в высокотехнологичном конкурентном мире.
Характеристика ведущих идей педагогического опыта.
Один из философов как-то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно оставаться в голове ученика? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам и благоприятствовать развитию творческих способностей.
Отрабатывая в ходе инновационной деятельности данную проблему, я исходила из основной мировоззренческой идеи выдающегося новатора педагогики В.В. Давыдова о том, что школа должна, в первую очередь, учить детей мыслить – причем всех, без исключения, несмотря на разное имущественное положение семей, а также наследственные задатки детей.
Создание условий для индивидуального обучения, основой которых является принцип сотрудничества, партнерства «ученик-учитель», основанные на совместных действиях стало определяющим в конструкции моего педагогического опыта по теме «Создание модели управления научно - исследовательской и творческой деятельностью учащихся».
Цели и задачи педагогического опыта.
Основной педагогической целью моей работы является формирование целостной системы психолого-педагогического сопровождения учащихся, создание максимально возможных вариантов выбора образовательных маршрутов, обеспечивающих раскрытие индивидуальных способностей каждого.
Исследовательская работа – это целостная система, основанная на умениях учащихся. Она включает в себя взаимосвязанные действия, направленные на формирование устойчивого интереса школьников к предмету и развитие общеучебных умений и навыков учащихся. (таблица 1) Поэтому главные мои задачи как педагога это: во-первых, создать развивающую среду, где каждый мог бы реализовать свои способности и интересы; во-вторых, увидеть перспективу интересов ребенка, создать атмосферу сотрудничества учителя и ученика, выявить школьников с исследовательским мышлением и содействовать профессиональному самоопределению обучающихся. Реализация поставленных задач позволяет мне обучать учащихся не только навыкам исследовательской работы и разным способам обработки результатов исследования, но и воспитывать бережное отношение к природе родного края, понимать самоценность природы, считать высшей ценностью гармоничное развитие природы и общества.
Самостоятельно выполненная работа это маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции и вовлекающая его в активный познавательный процесс. Поэтому ожидаемый результат всей моей работы - развитие творческой личности, воспитание выпускника с активной жизненной позицией, умеющего противостоять любым трудностям.
Реализация поставленных целей и задач по формированию партнерских отношений между учителем и учеником, овладение технологиями развивающего обучения, определило и пути формирования у меня нового педагогического мышления.
Характеристика содержания деятельности по исследуемой теме.
Анализируя успешность выпускников, занимающихся исследовательской деятельностью в школе, можно сделать выводы: исследовательская работа не только способствует усвоению алгоритма научного исследования, но и способствует формирует научное мировоззрение, вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, позволяет определить предметную область дальнейшего обучения и дает возможность быть успешными людьми.
Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности учащихся способствует развитию социально-активной личности, ее самосовершенствованию и самоорганизации.
Актуализация вопроса о подготовке учащихся к активному познанию окружающего мира обозначила проблему педагогического сопровождения данной личности. Чтобы оценить степень успешности, необходимо видеть динамику качественных и количественных изменений в деятельности учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения и освоения исследовательских навыков и умений.
Научно-исследовательскую работу с использованием разнообразных научных методик может выполнить далеко не каждый ученик, а заниматься исследованием может каждый. Важно создать условия для реализации этих способностей. Много лет занимаясь этим вопросом и анализируя результаты своей работы, прихожу к выводу, что начинать обучать элементам исследования надо с начальной школы. В младших классах учащихся необходимо обучать только элементам исследования, так как они легко выполняют эту работу под руководством учителя. В результате этой работы каждый ребенок должен овладеть элементарными умениями самостоятельной познавательной деятельности:
- умение работать с литературой,
- умение проводить лабораторные и практические работы по инструкциям,
- умение наблюдать, фиксировать полученные результаты и на их основе делать выводы,
- умение формулировать цели, задачи и проблемы исследования.
Необходимо заметить, что на сегодняшний день общепризнанных универсальных методик обучения исследовательской деятельности нет. (Н.В. Добрецов). В то же время практика показывает, что самостоятельные исследования школьникам вполне доступны. Для того чтобы развить у ребят навыки исследования, все наблюдения и исследования должны быть систематичны и планомерны. При этом необходимо учитывать общее развитие ученика, имеющийся у него запас знаний и умений. В связи с этим, в исследовательской деятельности целесообразно применять дифференцированный подход к учащимся. С ребятами, имеющими низкие учебные возможности, можно проводить простые наблюдения за растениями, животными, природными объектами. С более сильными учащимися проводить работы исследовательского характера, ставить несложные эксперименты.
К сожалению, данная форма работы не дает 100% вовлечение детей в активный учебный процесс, но позволяет через системную максимальную индивидуализацию образовательного маршрута каждого школьника организовать учебный процесс с учетом индивидуальных способностей, возможностей и запросов учащихся. Такая форма работы позволяет мне максимально реализовать индивидуализацию обучения школьников и частично реформировать классно-урочную систему обучения, которая практикуется мною во внеурочное время в системе дополнительного образования.
Проводимая работа с учащимися на уроках позволяет мне выбрать группу учащихся для выполнения исследовательских работ более сложного характера. И только с детьми 8-9 класса я приступаю к исследованиям научного характера. Чтобы получить ожидаемый результат, исследование необходимо проводить 2-3 года. Время окончания исследовательской работы приходится на 10-11 классы, когда учащиеся уже осознанно относят к своей работе и могут дать не только эмоциональную, но и качественную оценку результатам своего труда.
Технология организации научно-исследовательской работы описана мною в статье «Пишем научно-исследовательскую работу». По данной теме я выступала в 2007 году на фестивале «Талант 2007» в г. Невинномысске.
Для учителя самый главный судья не столько ученик, сколько он сам. Педагог должен не только знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах, тогда он сможет дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей. Какие наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения я ставлю во главу модели своей педагогической деятельности? Это, прежде всего работа с использованием разнообразных методов и приемов в обучении, системность, последовательность, учет психологических особенностей детей разных возрастных групп, заинтересованность школьников в собственной работе через наглядный результат своих достижений.
Данную модель работы я стараюсь реализовать через систему уроков и внеклассных мероприятий. Развитие познавательного интереса к предмету и исследовательских навыков начинаю еще с 5 класса, где учебный материал позволяет проводить массу наблюдений, опытов. Дети знакомятся с методикой эксперимента, формируют умения фиксировать результаты и обрабатывать их.
В старших классах формирую умения самостоятельно проводить небольшие исследовательские работы, учу правильному оформлению работ.
Схема оформления такова:
1. Цель работы.
2. Задачи работы
3. Методы работы
4. Гипотеза
5. Результаты опыта (наблюдения, эксперимента) с последующей обработкой
6. Выводы.
Определение цели и формулировка задач - это один из самых сложных этапов исследования. На первых порах необходимо оказывать помощь учащимся. Так в 7- 8 классах при выполнении этой части работы на доске записываю глаголы «доказать», «обосновать», «разработать», которые могут использоваться для определения цели.
При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», «разработать».
Например, при изучении темы «Кожа» учащиеся 8 класса проводят на уроке небольшую исследовательскую работу. Цель работы: проанализировать на основе анкетирования всегда ли школьниками соблюдаются правила личной гигиены.
Задачи ставятся следующие:
выявить причины не соблюдения правил личной гигиены
разработать рекомендации по уходу за кожей.
От выбора метода зависит все исследование, начиная от его организации и заканчивая получение результата.
Уметь увидеть проблему часто труднее, чем ее решить. Для формирования этого компонента использую такие задания, как постановка вопросов к тексту, смысловое чтение текста. Следует отметить, что эти задания используются на разных этапах исследовательской деятельности. Умение задавать вопросы рассматриваю как вариант, компонент умения видеть проблему, гипотезу (способ решения проблемы). Вопросы могут быть разные по содержанию. В своей работе использую классификацию вопросов Э. Ландау, которая выделила уровни креативной постановки вопросов.
Поэтому главным фактором формирования исследовательских умений является проблемное обучение на основе создания проблемной ситуации, в целях развития противоречия между выдвинутой для решения задачей и имеющимся у учащихся в активе уровнем знаний, умений, навыков. При решении затруднений, возникающих у учащихся, выполняется ряд последовательных самостоятельных поисковых действий, которые приводят к формированию исследовательских умений.
Использование технологии проблемного обучения описаны на примере уроков, проводимых в 11 классе («Нужен ли современному человеку хвост?» и «Естественный отбор»).
Создание проблемной ситуации и постановку проблемного вопроса осуществляю разными способами. В данном случае использую слова героя из мультфильма «Винни Пух»: «Но вот! Я так и думал. С этой стороны ни чуть не лучше. А все почему, по какой причине и какой из этого следует вывод?». В другом случае при анализе текста учащиеся выдвигают гипотезу.
Работая с рисунками, текстом, выполняя несложные исследования, учащиеся сравнивают, рассуждают, анализируют, находят общие признаки и различия. Применение этих методов позволило учащимся самостоятельно сформулировать гипотезу и определить цели и задачи исследовательской работы. Этот этап имеет особое значение в исследовательской деятельности. Возникновение вопроса и формулирование проблемы – это «самый тонкий и творческий компонент» (Н.Б. Шумова)
Исследовательская деятельность успешно дополняет технологию развития критического мышления учащихся.
В процессе познания огромную роль играют эмоциональные факторы. Вся палитра эмоций, характеризующая эмоциональное состояние исследователя: переживание радости поиска, встреча с познаваемым новым миром, радость интеллектуального творчества – всё это должно быть пережито учащимся, чтобы так же стать эмоциональной основой формирования исследовательских умений. Поэтому продолжением урока является внеурочная деятельность, т.е. расширение образовательного пространства. Это позволяет более эффективно выстроить индивидуальную образовательную траекторию ученика.
Не все исследовательские работы можно провести в кабинете биологии из-за отсутствия необходимых условий и продолжительности исследования.
На протяжении многих лет я работаю совместителем на станции юных натуралистов г. Михайловска. Это позволяет мне проводить занятия с детьми во внеурочное время, что создает условия для продуктивного образования вне стен классов и школьных программ. Внеклассную работу строю по принципам доступности, системности, занимательности, добровольности, равного права как сильных, так и слабых учащихся, индивидуального подхода, развития активности и самостоятельности. Для учащихся 6-8 классов я использую программу «Занимательная экология», реализация которой позволяет мне создать группу учащихся, интересующихся предметом, и развивать навыки ведения наблюдений, фиксировать и обрабатывать результаты исследования, расширять кругозор учащихся. С учащимися 9-10 классов я работаю по программе «Общая экология». Учащиеся 9-10 классов являются членами научного общества «Искатель», которым руковожу уже 10 лет. Основной целью этой работы является выведение учащихся на более высокий уровень исследовательского мышления и вовлечение учащихся в активную, самостоятельную исследовательскую работу, где учитель выступает в роли консультанта и партнера.
Каждый творчески работающий учитель понимает, что не существует универсальных образовательных ресурсов, и лучше, чем «свое», созданное самостоятельно под свой стиль работы, ему не найти. А еще лучше – созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве с учениками и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную деятельность.
Литература.
1. А.М. Ковалев, О.В. Волкова «Интеграция общего и дополнительного образования», Ж. Заместитель директора школы, № 6/июнь/2011.
2. М.В.Аргунова, «Личностно-ориентированное образование в современной школе», Ж, Заместитель директора школы, № 11/ноябрь/2009.
3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО. 2003.
4. Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. 142 с.
Немного о себе | Мои ученики | Мои уроки | Дополнительное образование и внеклассная работа |