СКРИПКИНА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
учитель биологии
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа №1" город Михайловск
Шпаковский муниципальный район Ставропольский край
Мой педагогический опыт
ПИШЕМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ
(опыт работы)
...Дети требуют деятельности беспрестанно
и утомляются не деятельностью,
а ее однообразием и одностороннестью
К.Д.Ушинский
Любое научное исследование есть результат содеятельности, как минимум, двух людей – автора и научного руководителя. В этом поле «освоения исследовательской культуры» оба участника процесса берут на себя равную долю ответственности. Обучающийся – желает участвовать в исследовании, интеллектуально готов к нему; Педагог – имеет опыт научной деятельности.
Обе стороны путем экспериментов, успехов и ошибок создают особую реальность, в которой им предстоит самореализоваться. Находясь в постоянном поиске, задавая вопросы окружающему миру и подвергая сомнению найденные ответы.
Исследовательская работа включает три вида деятельности:
1.Написание научно-исследовательской работы.
2.Публичное выступление на конференциях, конкурсах.
3.Написание тезисов
Каждый этап имеет целью сформировать важные исследовательские навыки, присущие труду ученого:
· Нахождение материала для последующего осмысления или изобретения.
· Расположение его в наилучшем порядке для логичности и убедительности выводов.
· Выражение своих мыслей на языке ученого сообщества.
· Произнесение речи в публичных условиях.
Поэтому главная цель исследовательской работы является - освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях
Результаты:
Формирует ключевые компетенции:
- Поисковые
- Коммуникативные
- Сотрудничества в работе
- Развивает навыки самооценки
- Умение конструктивно подходить к решению проблем
- Вести обучение в процессе деятельности
- Включает каждого в процессе обучения
Главная задача педагога: Мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности, где каждый мог бы реализовать свои способности и интересы, т.е. создать развивающую среду.
Позиция педагога:
1.Перестает быть носителем «объективного знания», информации, которая не только никогда не понадобится в практической жизни, не имеет никакого отношения к индивидуальности данного ребенка.
2.Вы – педагог-партнер. Действия педагога направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся.
3.Создать «развивающую среду», в которой становиться возможной выработка каждым определенных компетенций, которые могут быть использованы в любых ситуациях.
Для успешной работы необходимо, чтобы каждый ребенок овладел элементарными умениями самостоятельной познавательной деятельности:
- умениями работать с дополнительной литературой
- Умения проводить лабораторные и практические работы по инструкциям
- Умения наблюдать, фиксировать полученные результаты и на их основе делать выводы.
1.Пишем научно-исследовательскую работу
Создание работы-исследования является результатом кропотливого труда в течение длительного времени. Письменная форма ее фиксации дает возможность продумывать речь, возвращаться к уже написанному, перестроить предложения и части текста, осуществить поиск оптимальной формы выражения мысли. Чем больше времени отводит исследователь своему труду, чем регулярнее его обращение к избранной теме, тем больше шансов на успех. В письмах древнегреческого философа Платона есть любопытное высказывание: «Лишь долго двигая перед собой светильник, освещающий предмет с разных сторон, можно осветить знание предмета». Американский изобретатель Томас Алва Эдисон считал, что изобретение состоит из одного процента вдохновения и 99 процентов пота.
1.1 Выбор проблематики является результатом ответа на вопрос: «Чем я хочу заниматься, что меня увлекает? Чем актуальна эта проблематика для меня?». Начиная с эмоционального отношения, которое может превалировать в процессе выбора, исследователь должен обосновать и научную актуальность (важность) темы – ее значимость для развития мыслительной и практической деятельности человека. Четкое определение актуальности не всегда возможно в самом начале, ее формулировка может оттачиваться на протяжении первых этапов работы.
1.2 С выбором проблематики работы объект исследования – то, к чему определяется исследование. Он соответствует достаточно общей сфере знаний (деятельности). Например: Изучение дендрофлоры Мамайского леса; Изучение истории создания дендропарка СНИИСХ; Качественная оценка использования различных сортов салатов в озеленении школьного двора. Называя объект исследовательского интереса, автор выбирает для себя приоритеты в работе, отсекая соблазн соединить разноплановые проблемы.
Свойство или характеристика объекта составляет предмет исследования (более узкое понятие по сравнению с объектом). Именно предмет изучается в ходе работы. Например, «Изучение редких видов растений степной зоны Шпаковского района Ставропольского края» (растения - объект исследования, а редкие виды ирисов, их численность, плотность популяции, фенологические наблюдения – предмет исследования). Подобное определение требует движения от общего к частному.
Четкое определение предмета и объекта исследования позволяет четко определить название работы, помещенное на титульном листе, которое является лицом исследования и требует тщательной формулировки. Необходимо помнить, что главное в нем не красота и звучность, а научная точность и адекватность содержанию работы.
Определив предмет и объект исследования, отразив их в названии, исследователь должен представить, в чем заключается элемент новизны и актуальности его работы. Научная работа предполагает введение новых, раннее неизвестных фактов, формирование новых доказательств уже сложившихся теорий или представление своей аргументированной гипотезы. Например:
Новизна работы
заключается в том, что, хотя ранее (с 1996г. по 2000г.) работы по изучению
экологического состояния дендропарка СНИИСХ велись достаточно активно, в
последнее время они практически прекращены.
Актуальность работы состоит в необходимости охраны
такого памятника ландшафтной архитектуры, каким является дендропарк СНИИСХ,
сохранения биоразнообразия имеющихся там растений, бережного отношения к
сложившейся за годы существования парка экосистеме. Оценка экологического
состояния этого уникального объекта с целью его охраны и развития
представляется весьма важной.
1.3. Этап сбора материалов, которые станут основой исследовательской работы, предполагает обращение к источникам и исследовательской литературе. Источники содержат первичную информацию, отражающие состояние предмета исследования на момент его существования. Работа с источником начинается с осмысления его особенностей и репрезентативности (показательности), которая должна найти отражение во введении.
При знакомстве с научной литературой важно идти от общего к частному; выявить работы, в которых освещается объект исследования. Это позволит, прежде всего, углубить свою эрудицию, приобрести всестороннее познание, определить место объекта в исследовательском пространстве. Затем, следует, обращается к специальным исследованиям, посвященным более узким вопросам. Работа с научной литературой – важнейшая составная часть исследовательской работы, кропотливого труда исследователя.
Чтение научной литературы имеет и обучающую цель. Оно формирует необходимый терминологический инструментарий исследователя, учит четкому определению понятий, на которых строится работа.
Чтение научной литературы нацеливает на особый стиль изложения материала. Степень знакомства с научной литературой находит отражение во введении и позволит ответить на вопрос: «Какова степень изученности темы?». Это поможет понять роль собственного вклада, определить право работы на существование, и сформулировать главную цель, к достижению которой стремится автор в процессе работы.
Пример: Цель нашей работы – проанализировать экологическое состояние дендрологического парка СНИИСХ за период с 1996г. (по литературным данным) по настоящее время (2010г.)
Она решается совокупностью поставленных задач. Структурно решение каждой задачи соответствует главе работы, заканчивающихся изложением своих выводов.
Задачи работы:
1. Подобрать и проанализировать литературу по дендропарку.
2. Познакомиться с людьми, работающими в дендрарии.
3. Узнать побольше о людях, стоящих у истоков создания парка.
4. Изучить влияние экологических факторов на состояние растительности дендрария и последствия антропогенного вмешательства в экосистему дендропарка.
1.4. Заключение работы является ее завершением и соответствует сформулированным во Введении задачам и цели.
Заключение включает не только выводы, но и обобщение, попытки прогноза развития вопросов, освещенных в работе.
Пример:
На основании уже изученного материала, можно сделать вывод, что дендропарк СНИИСХ – уникальный объект, требующий защиты и внимания.
Здесь собрано 152 вида деревьев и кустарников и, хотя состояние некоторых крайне неудовлетворительно, подавляющее большинство нормально растут и развиваются, некоторые даже проявляют агрессивные свойства.
Нами отмечен ряд видов, не указанных в общем списке видов дендрария: Самшит, Лох серебристый, Шелковица черная, 2 вида Колютеи, другой вид Форзиции, Паслен сладко-горький. Наряду с обнаруженным недавно студентами СГУ Бумажным деревом, это представляет значительный интерес
Перспективы дальнейшего исследования:
Мы собираемся продолжить фенологические наблюдения, включив в них некоторые другие виды; определить ряд не определенных видов (Жимолости, Клена, Сирени и др.); составить карту дендрария с указанием участков с различными видами и уровнем нагрузки; продолжить гербаризацию образцов.)
2.Устное выступление.
Устное выступление является апробацией выполненного исследования, но в отличии от него призвано- немногим, но о многом сказать. Подготовка ограниченной временем речи является не менее кропотливым делом, чем написание самой работы. К составляющим ораторского искусства относятся:
· Формулировка вопроса (проблемы)
· Знание дела (компетентности)
· Стройность речи( последовательность, логичность(, выражающаяся в форме речи
· Достоинство говорящего (поведение оратора, характеризующее эстетическую и этическую сторону выступающего)
Хорошо подготовленная речь понятна и лаконична. Сведения, которые оратор доносит до слушателей, характеризуется объективностью. Выступающий должен четко разграничивать, что именно является констатацией фактов, а что – личным мнением и оценкой, которую можно сформулировать только при личном участии в исследовании.
Изучив с ребятами вопросы сохранения здоровья человека, улучшения экологической ситуации родного города, проблемы сохранения биоразнообразия местной флоры, помогают понять обучающимся, какие мероприятия необходимо проводить им самим, чтобы предотвратить экологическую катастрофу. Тематика исследований в секции разнообразна. Это и работы по изучению редких видов растений степной зоны Ставропольского края, лесозащитных полос. Изучение и классификация дендрофлоры памятника ландшафтной архитектуры «Дендропарка СННИИСХ» г. Михайловска, изучение альгофлоры реки Чла, оценка декоративных качеств различных сортов салатов для использования в озеленении школьного двора, изучение онтогенетического развития Артемии в зависимости от концентрации солей, сорные растения приусадебных хозяйств, изучение популяции Ужовника обыкновенного на территории лесозащитной полосы Шпаковского района. По уровню сложности они соответствуют возрасту и способностям юных исследователей. Мои воспитанники являются постоянными участниками различных конкурсов, олимпиад и конференций районного, краевого и российского уровня, где неоднократно занимали призовые места. Среди участников есть четыре победителя всероссийских олимпиад.
3. Выводы
Таким образом, исследовательская работа является одним из резервов повышения эффективности обучения учащихся и способствует целенаправленному формированию мотивов учения. Исследования показали, что отношение ученика к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к ученикам. Исходя из поставленной задачи, я стремлюсь к организации системы работы по созданию условий для организации исследовательской деятельности учащихся не только в рамках учебного учреждения, но и использовать возможности учреждений дополнительного образования, таких как станция юных натуралистов и краевая экологическая школа. Эта система позволяет обеспечить качественную подготовку выпускников, ориентированных на продолжение исследовательской деятельности в вузе, владеющих методами научного познания, компетентных в вопросах формулировки и применения научного аппарата исследования. Кроме того, важным итогом такого рода деятельности является формирование исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом. При этом становится возможным выстраивание индивидуальной траектории обучения отдельных учащихся. Индивидуальный подход к учащимся предоставляет неограниченные возможности для совершенствования ребенка и дает достаточно высокие результаты. Происходит не только совершенствование знаний учащихся по предмету, но и развитие школьника.
Анализируя результаты работы учащихся в технологии учебного исследования, можно сделать выводы, что организация научно-исследовательской деятельности учащихся способствует развитию социально-активной личности, активизации познавательной деятельности и повышению эффективности обучения. И это наглядно представлено в виде диаграммы.
Диаграмма 1. Мотивация к изучению предмета.
Литература
1. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск: Пеленг, 1999.
2. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. –М: прогресс, 2003
3. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». М.: Проспект. 2006.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. 2003. №2.
5. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
6. Сотникова Н.Н. Формирование экологической культуры детей в Краевом эколого-биологическом центре. // Экология. Культура. Образование. Выпуск третий, 2001.
7. Правила оформления результатов исследовательских работы по экологии. Методическое пособие. – Ставрополь: КЭБЦ, 2003. – 24
А с тезисами детских исследовательских работ можно ознакомиться в разделе сайта СЮН "Библиотека"
Мой мастер-класс "Информационные системы"
Немного о себе | Мои ученики | Мои уроки | Дополнительное образование и внеклассная работа |