СКРИПКИНА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
учитель биологии
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа №1" город Михайловск
Шпаковский муниципальный район Ставропольский край
Мой педагогический опыт
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(Описание опыта работы учителя биологии МБОУ СОШ №1 г. Михайловска.
Скрипкиной Марии Александровны, почетного работника общего образования РФ, победителя ПНПО 2006г.)
Сущность опыта заключается в поэтапном развитии познавательного интереса учащихся к биологии на уроке и во внеурочное время на основе дифференцированного обучения и системного подхода в обучении исследовательским умениям.
В систему работы входят системное развитие познавательного интереса школьников к предмету; оптимальное сочетание традиционного обучения с нетрадиционными формами урочной и внеурочной деятельности для развития творческого мышления; интеграция биологии и экологии.
В основе педагогического опыта лежат идеи развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова; идеи организации проблемного обучения М.И. Махмутова.
Теоретическое обоснование опыта.
В современных условиях все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен. Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, умение применять полученные знания, сохраняя при этом свое «Я» в постоянно меняющихся условиях.
Проработав в школе тридцать лет, я пришла к выводу, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно развиваются и проявляются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Возникает вопрос: «Как на практике создать творческую среду, побуждающую ребенка к активному познавательному процессу способствующую вовлечению его в исследовательскую деятельность?»
По моему глубокому убеждению, решить эту задачу возможно, только используя разнообразные методы, лежащие в основе развивающего обучения. Именно развитие познавательного интереса школьников оказывает влияние на развитие всех компетентностей. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности способствует развитию коммуникативных качеств личности, формированию умений работать с разными источниками информации, приобретению опыта деятельности, возникновению потребности постоянно развиваться.
Каковы же пути решения поставленной задачи?
Во-первых, показать, что знание - это не просто способ получение информации, которая может быстро изменяется, это умение найти информацию, отсеять от ненужной, перевести ее в опыт собственной деятельности.
Во-вторых, сформировать умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание того, каким способом можно получить эти знания.
В-третьих, научить адекватно оценивать себя, окружающий мир, свое место в этом мире, конкретные знания, необходимые или ненужные для своей практической деятельности, а также методы и способы получения или использования этих знаний.
Эта формула развития может быть выражена в виде логической последовательности:
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления
Обоснование деятельности учителя по развитию познавательного интереса учащихся к биологии через развитие исследовательских умений.
Биология – наука прикладной направленности, наука 21 века. В учебной программе много теоретического материала и мало практики. Возникает противоречие, которое необходимо преодолеть в процессе педагогической деятельности.
В связи с этим в своей педагогической деятельности я уделяю огромное внимание созданию условий для развития познавательной компетентности личности учащегося, его исследовательских умений. Делаю это через практическую направленность преподавания биологии. Дети в любом возрасте обладают определённым набором знаний, умений, навыков. Я думаю, что, используя этот жизненный опыт, можно создавать условия для осознанного получения нового социального опыта, способствовать развитию умения учиться.
Также это побудило меня пересмотреть свои взгляды на преподавание биологии, что способствовало активному вовлечение учащихся во внеурочную деятельность в образовательной среде.
Ведущая педагогическая идея моего опыта - усиление практической направленности уроков через интеграцию системно-деятельностного и метапредметного подходов, индивидуализацию обучения, использование методов и приемов, обеспечивающих высокий уровень мотивации учащихся.
Цель моей педагогической деятельности: через индивидуализацию практико-ориентированного обучения мотивировать учащихся к научному исследованию, обеспечить усвоение не только основ наук, но и самого процесса получения знаний, развить познавательные и творческие способностей учащихся.
Система работы педагога.
1. Поэтапное обучение исследовательским умениям на основе программного материала.
2. Использование методов проблемного, частично-поискового, исследовательского обучения для развития мыслительных способностей учащихся.
3. Организация учебной деятельности преимущественно в форме самостоятельной работы учащихся (групповой, индивидуальной).
4. Систематическое использование ИКТ И ЦОР на уроках в качестве средства активизации познавательного интереса учащихся.
5. Мониторинг достижений обучения, уровня творческого мышления.
Этапы развития познавательного интереса в процессе формирования исследовательских умений.
1-й этап: 5-6 классы – приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами исследовательской работы, обучение основам самостоятельной деятельности.
2-й этап: 7-8 классы – самостоятельное выполнение заданий исследовательского характера и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы; выполнение заданий творческого характера под руководством учителя.
3-й этап: 9 - 10 класс – формирование исследовательских умений, умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
Данное деление условно, так как учащиеся обладают разным уровнем развития и уровнем мыслительной деятельности.
Приемы обучения исследовательским умениям.
Эмпирический опыт свидетельствует, что средствами образования гасится здоровое детское любопытство и творческий потенциал школьников, исчезает детская инициативность, потребность в исследовательской деятельности.
Поиск методов и приемов разрешения данной проблемы позволил мне выстроить педагогическую деятельность, обеспечивающую индивидуальную траекторию в обучении. Учитывая психологические особенности детей 5-6 класса, когда основным способом познания мира является игра, я ставлю следующие задачи::
1. Развитие любознательности;
2. Формирование умений читать литературу и делать анализ текста;
3. Расширение кругозора учащихся;
Для их решения использую такие формы деятельности, как лабораторные работы, экскурсии, занятия в системе дополнительного образования. Каждый раз, идя на урок, я ставлю перед собой основной целью заинтересовать учащихся предметом. На данном этапе главным является освоение приемов и методов познания окружающего мира, выполнение таких исследований, как наблюдение, сравнение, измерение, постановка эксперимента, умение обобщить результаты.
Например: При выполнении лабораторной работы в 5 классе «Изучение факторов влияющих на прорастание семян» учащиеся, точно следуя методике, закладывают опыт и анализируют результаты. Программа по биологии 6 класса вновь рекомендует проведение этого опыта. Чтобы не повторяться и при этом извлечь пользу, я провожу с детьми не только опыт, но и включаю элементы эксперимента. Так 1 банку с оптимальными условиями, необходимыми для прорастания семян, ставим одну на свет, а другую - в темное место. Сравнение состояния проростков позволяет учащимся сделать вывод, что для жизни живого организма необходим условием является сочетание нескольких факторов и отсутствие хотя бы одного ведет к его гибели. Задания такого характера способствуют развитию наблюдательности и логического мышления. На этом этапе учащиеся получают еще одно дополнительное задание исследовательского характера: выяснить причины того, что часть семян вообще не прорастает? Это задание выполняется по принципу добровольности. Таким образом, я создаю условия для самореализации личности ребенка, соблюдая принцип демократизации.
Учебный материал 7-8 класса позволяет осваивать приемы свертывания информации и ее отражения в знаковых и графических формах. Учащиеся знакомятся с методами составления схем и правилами их чтения. На данном этапе увеличивается количество заданий, позволяющих устанавливать причинно-следственные связи, на основе сравнения и анализа делать выводы, находить пути решения проблем. Этот этап также является пропедевтическим, где роль учителя пока еще велика, именно учитель определяет направление работы учащихся. С помощью педагога учащиеся учатся формулировать цель работы, составлять план работы, направленной на реализацию поставленной цели, то есть составлять алгоритм исследовательской работы. Важным фактором развития творческих способностей на данном этапе является формирование умений работать с дополнительными источниками информации и их анализировать. Возрастает количество творческих заданий вовлекающих учащихся в исследование и написание учебных проектов. Исследовательская и проектная деятельность проводится не только на уроках, но и во внеурочное время.
Например, учащиеся могут проводить такие исследования:
Изучение онтогенетического развития тутового шелкопряда.
Геоботаническое описание участка школьного двора. Описание ведется по четко разработанному плану.
Написание проекта «Кровь как показатель здоровья человека».
Выполнение заданий такого характера способствует формированию личного опыта учащихся, развитию исследовательских умений, критического мышления. Творческие работы обогащаются сведениями из научной и справочной литературы. На этом этапе велика роль групповой работы. Группы работают по интересам, отличаются мобильностью. Учитель выступает в роли руководителя и консультанта проводимого исследования. Немаловажное значение имеют и формы защиты работ. Они могут быть разнообразными: презентации, модели, схемы, рекомендации. Проводимая работа позволяет мне выявить яркую индивидуальность учащихся и в дальнейшем выстраивать траекторию работы с этими детьми.
Начинать научно-исследовательскую работу, на мой взгляд, необходимо с 9 класса, так как создание научно-исследовательской работы является результатом кропотливого труда в течение 2-3 лет. Чем больше времени исследователь отводит своему труду, тем больше шансов на успех. Американский исследователь Томас Альва Эдинсон считал, что изобретение состоит из 1% вдохновения и 99% пота. Сущность развития личности ребёнка на данном этапе заключается в качественном изменении деятельности, в которую он включен. На данном этапе обучения оптимальным становится обучение с использованием технологии проблемного обучения. Решить проблему, найти выход из затруднительного положения - вот то, что побуждает человека к действию, активизирует его интеллект. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, начинается подлинно творческая деятельность учащихся.
Мониторинг достижений учащихся за предыдущие годы позволяет мне выявить группу учащихся с аналитическим складом ума, склонных к научному исследованию.
Следующим этапом деятельности является индивидуальная работа с каждым учеником направленная на выявление интереса, области, где ребенок может проявить свои способности, приобрести культуры научного мышления. Результатом этой работы являются ответы на вопросы: «Что мне нравиться? Чем я хочу заниматься? Чем актуальна эта проблема для меня?». На данном этапе превалирует эмоциональное отношение к выбору проблемы.
Немаловажное значение в этот период имеет и работа с родителями ученика. Так как основная часть исследований проводится в полевых условиях, участие в конкурсах, публикация работ, обучение в краевой экологической школе связаны с материальными затратами.
Учащиеся 9 класса выполняют в основном практико-ориентированные исследовательские работы. Например: «Качественная оценка использования различных сортов салата в озеленении школьного двора», «Влияние качества яйца на результаты инкубации», «Изучение онтогенетического развития Артемии в зависимости от концентрации солей». Эти работы небольшие по объему и краткосрочные. Но выполнение этих работ позволяет мне отобрать группу ребят, которые начнут выполнять научно-исследовательские работы более высокого уровня, работы, которые будут признаны и оценены на всероссийских конкурсах. Но эти работы требуют и более высокого уровня знаний учителя, поэтому за консультациями я вместе с учащимися обращаюсь к специалистам городской станции юных натуралистов, краевой экологической школы, преподавателям СГАУ и СГУ. Специалисты станции юных натуралистов нередко являются и руководителями исследовательских работ. Тесная связь школы с учреждениями дополнительного образования позволяет более полно реализовать индивидуальные способности ребят, способствует их творческому развитию, расширяет их образовательную среду.
Результаты педагогической деятельности.
Работы учеников: «Изучение популяции Ophioglossum vulgatum L.на территории защитной лесополосы Шпаковского муниципального района Ставропольского края», «Изучение экологического состояния дендропарка СНИИСХ», «Редкие и исчезающие виды чешуекрылых Ставрополья», «Изучение редких и исчезающих видов растений степной зоны Ставропольского края», «Перспективы использования альтернативных источников энергии на Ставрополье» учащиеся получили высокую оценку, стали победителями Всероссийских конкурсов и олимпиад.
Среди моих учеников есть обладатели гранта Президента и победители Всероссийской олимпиады «Созвездие», участники Всероссийского фестиваля «Меня оценят в 21 веке», участники всероссийского конкурса «Открытие», дипломанты Балтийского научно-инженерного конкурса, финалисты всероссийского конкурса «Юных исследователей окружающей среды», участники Всероссийского национального конкурса водных проектов. Работы ребят принимали участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Также мои воспитанники участвовали в краевом конкурсе «История успеха: совместное творчество учитель – ученик», проводимом среди выпускников программы INTEL® «Обучение для будущего». Обучающиеся разработали творческие проекты, которые получили высокую оценку на районном и краевом уровнях: «Кровь – показатель здоровья человека», «Вредные привычки», «Питание и здоровье человека», «Влияние шума на организм человека», «И.И.Мечников – основоположник учения об иммунитете».
И в заключении хочется сказать - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.
Литература:
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебного процесса. – М: Педагогика, 1997.
2. Давыдов В.В. проблемы развивающего обучения. – М: Педагогика, 1986.
3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001.
4. Масленникова А.В., Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях (из опыта работы Зеленоградского учебного округа г. Москвы). — Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Выпуск 3 // Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Отв. редактор Л.Е. Курнешова.—М.: Центр «Школьная книга», 2003.
5. Монахов В.М. Педагогическое проектирование – прогрессивная технология в условиях модернизации образования. // Экология. Культура. Образование. Выпуск девятый, 2003.
6. Овдиенко Н.И. Рекомендации научным руководителям по методике выполнения научно-исследовательской работы школьников на олимпиадах и научно-практических конференциях. // письмо Министерства Образования Ставропольского края, 2007
Немного о себе | Мои ученики | Мои уроки | Дополнительное образование и внеклассная работа |