СКРИПКИНА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

учитель биологии

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

"Средняя общеобразовательная школа №1" город Михайловск

Шпаковский муниципальный район Ставропольский край

 

 

Мои уроки

 

 

Урок биологии в 11 классе по теме:

Естественный отбор

Тип урока:    изучение нового материала.

 

Вид урока:   урок рассуждение.

 

Цель урока  – активизировать познавательную деятельность учащихся на основе выявления причинно-следственных связей, вызвать у обучающихся творческий интерес к активному самостоятельному и групповому поиску знаний. 

 

Задачи урока:

1.      Развивать умения   анализировать создавшуюся ситуацию, сопоставлять факты и искать пути решения возникшей проблемы, развивать логическое мышление учащихся  через выполнение ими сравнительных характеристик биологических процессов.

2.      Продолжать  подготовку учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ по предмету. 

3.      Сформировать представление о естественном отборе как направляющем факторе эволюции. 

 

Методические приемы: анализ ситуации, метод диагностики  и выводов,  рассказ, беседа,

 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

 

Оборудование: Презентация,  фотографии и рисунки растений и животных. 

     Этапы урока:

1.Организационный этап.

2.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.

3.Этап усвоения новых знаний.

4.      Этап закрепления новых знаний.

5.      Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

    Ход урока.

1.            Организационный этап. Приветствие класса.

2.            Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.

     1. Сообщение темы урока. Мотивация учебной  деятельности.

Краткое знакомство учащихся со статьей Р. Чайченко «Мышиный «рай»».

      Около пяти лет тому назад д-р Джон Колхаун из Института психического здоровья в г. Пулсвиль (штат Мэриленд, США) создал мышиный «рай», который назвал «Универсум-25». Этот «рай» представлял собой воплощение всех мышиных желаний, и все в нем должно было быть подчинено их исполнению. В «раю» еды было вдоволь, самой вкусной и разнообразной, сколько угодно питья. Мыши резвились на обширном пространстве при оптимальной температуре. Прекрасные условия жизни и необходимые прививки предохраняли их от болезней. Были предусмотрены также специальные отделения для беременных мышек, чтобы ничто не препятствовало им свободно размножаться. «Рай» был рассчитан на 4 тысячи «граждан».

Сначала поселили в нем четыре супружеские пары. Чувствовали они себя здесь прекрасно, и через год население «рая» насчитывало уже тысячу мышей. Некоторые из них дожили до мышиных седин (800 дней), что в пересчете на человеческий возраст составляет 80 лет. Однако вскоре что-то в этом «раю» испортилось. Третье поколение самцов устраивало между собою кровавые драки, во время которых множество мышей было загрызено победителями. И все же появилось на свет четвертое поколение, хотя и менее многочисленное. Мужские представители этого поколения уже не дрались между собой. Д-р Колхаун назвал их «красавцами», так как они отличались замечательным мехом, не тронутым зубами соперников. Но продолжения рода они не дали.

    Экспериментатор пробовал спасти это поколение. Он переносил «красавцев» в другие клетки, к обычным, «не райским» самкам. Ничего не помогло: в один из майских дней 1973 года умер естественной смертью последний житель «Универсума-25». «Рай» опустел.

2.Постановка учебных задач.

1. Какие механизмы эволюции сработали в данном эксперименте?

2. Какова(вы)  причина гибели данной популяции?

  1. Этап усвоения новых знаний.

1.Работа в группах. Обсуждение результатов эксперимента и выявление причин гибели популяции мышей. В ходе обсуждения результатов работы в группах учащиеся приходят к выводу о причинах  гибели популяции мышей:

1) Любая живая система – открытая система

2) В изоляции утрачивается пластичность вида, популяция как бы застывает, прекращает действовать естественный отбор

3) Проявление эффект близкородственного скрещивания

4) Утрата инстинкта размножения 

       По утверждениям физиков частица движется согласно силам, действующим на нее со стороны близлежащих частей материи, соответственно их относительному положению. Можно  предсказать поведение, оно строго определялось в будущем начальными условиями. Не происходят ли эти процессы в подобных ситуациях в природе, в жизни человека, когда, создавая определенные условия, человек может прогнозировать результат?

2. Изучите  схему  «Генетическая сущность естественного отбора». Составьте алгоритм  действий, которыми руководствовался автор при составлении данной схемы.

 

 

 

В ходе рассуждений учащиеся повторяют материал о движущих силах эволюции: наследственность и  мутационный процесс, борьба за существование, формы борьбы за существование, дрейф генов, изоляция.

       3. Что является результатом естественного отбора?  (Беседа о многообразии живых организмов и их приспособленности к среде обитания, используя фотографии и рисунки)

 

4. Этап закрепления новых знаний.

  1.  Мини-конкурс! Кто наиболее точно даст определение понятию – естественный отбор.

 Учащиеся предлагают свои определения  понятию естественный отбор, и наиболее полное из них  записывается в тетрадь. Учитель дополняет.

 - Естественный отбор – направляющий фактор эволюции.

 «Естественный отбор ежедневно и ежечасно расследует по всему свету мельчайшие вариации, отбрасывая дурные, сохраняя и слагая хорошие, работая не слышно и незаметно, где и когда бы ни представлялся к тому случай, над усовершенствованием каждого живого организма по отношению к его жизни. Мы ничего не замечаем в этих медленных переменах в развитии, пока рука времени не отметит истекших веков»  Ч. Дарвин.

 

 

 

Немного о себе

Мой педагогический опыт

Мои ученики

Дополнительное образование и внеклассная работа

 

                                                                                                                                                   

 



Hosted by uCoz