СКРИПКИНА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
учитель биологии
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа №1" город Михайловск
Шпаковский муниципальный район Ставропольский край
Урок биологии в 11 классе по теме:
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: Проблемно- исследовательский урок - организация обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации.
Цель урока – активизировать познавательную деятельность учащихся на основе выявления причинно-следственных связей, вызвать у обучающихся творческий интерес к активному самостоятельному и групповому поиску знаний.
Задачи:
1. Развивать умения сопоставлять, обобщать и делать выводы, видеть и выделять противоречия по конкретному предмету (причины исчезновения хвоста в процессе эволюции человека в связи с прямохождением), а также умения решать проблемы (следствия этого процесса), развивать логическое мышление учащихся
2. Продолжать подготовку учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ по предмету.
3. Создать развивающую среду для каждого ученика направленную на формирование ключевых компетенций учащихся таких как, умение конструктивно подходить к решению проблем, поисковых, коммуникативных, сотрудничества в работе
Методические приемы: анализ ситуации, исследовательская деятельность, метод диагностики и выводов, наблюдение и сравнение.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа с раздаточным материалом,
Этапы урока:
1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.
3. Этап усвоения новых знаний.
4. Этап закрепления новых знаний.
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
Ход урока.
Организационный этап. Приветствие класса.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.
- Сообщение темы урока.
- Прежде чем говорить о органе необходимо иметь представление о нем. Что такое хвост и каковы его функции? (в ходе беседы учитель активизирует знания учащихся о таких функциях хвоста как опорной, защитной, хватательной, поддержание равновесия; демонстрируется функция хвоста как балансира на примере песчанки)
- Какие имеются доказательства о том, что далекие предки человека имели хвост? (демонстрация фотографий и рисунков с рудиментами и атавизмами)
- Имея такие факты, не вольно приходишь к мысли… Отрывок из мультфильма «Вини пух»: «Но вот! Я так и думал. С этой стороны ни чуть не лучше. А все почему, по какой причине и какой из этого следует вывод?»
- Постановка учебных задач:
1. Какие морфологические и анатомические изменения произошли в строении тела человека, в связи с прямохождением?
2. Какие органы взяли на себя такие функции хвоста как балансировка, защита, опора?
3. Этап усвоения новых знаний.
3.1. Работа в группах по заданию. Учащиеся получают коробки с раздаточным материалом соответственно своему заданию.
Задания группы 1.
Череп.
Какие изменения произошли в строении черепа человека, и объясните причины этих изменений?
( отделы черепа, изменения челюстно-ротового аппарата, положение затылочного отверстия)
Как вы думаете, с чем связана такая посадка головы?
Какие вы можете выдвинуть гипотезы, объясняющие тот факт, что у человека лобная кость черепа имеет самую большую толщину?
Почему при хождении по неровной, скользкой поверхности у человека голова всегда опущена вниз?
В ходе работы учащиеся должны выявить следующие особенности в строении скелета человека в связи с прямохождением:
1. Сбалансированная посадка головы. Отростки атланта срослись с черепом, а тело с эпистрофеем. Такое сочленение придает голове подвижность. Опущенная голова – это защитно-оборонительный рефлекс. В повседневной жизни может быть признаком неуверенности.
2. Произошло смешение затылочного отверстия и центра тяжести. Центр тяжести расположен на уровне второго шейного позвонка. При ходьбе голова поддерживает равновесие туловища.
3. Преобладание лицевого отдела черепа над мозговым, уменьшение челюстного аппарата, имеется подбородочный выступ, отсутствуют надбровные валики.
Задания группы 2.
Позвоночник. Грудная клетка.
Чем позвонки различных отделов позвоночника отличаются друг от друга? С чем связаны эти изменения?
Почему позвоночник называют костной пружиной? Как изменяется позвоночник у детей до года?
Назовите особенности строения грудной клетки.
Как вы думаете, почему в грудном отделе возникает изгиб назад, а в шейном вперед?
Выводы по результатам работы:
1. У новорожденного ребенка имеется 2 неярко выраженных изгиба позвоночника: грудной и поясничный. Шейный изгиб позвоночника формируется к концу второго месяца жизни, когда малыш начинает держать голову, а поясничный – к шести месяцам, когда он начинает сидеть. Правильное формирование изгибов позвоночника происходит при постоянной заботе и правильном уходе родителей за ребенком. Ходьба – результат обучения и общения ребенка и родителей.
3. Ѕ- образная форма позвоночника
2. Изгиб в грудном отделе назад увеличивается объем грудной клетки, а следовательно и легких. Интенсивность газообмена возрастает. Центр тяжести приходится на 10 грудной позвонок.
Задания группы 3.
Пояс верхних конечностей. Верхняя конечность.
Какие изменения произошли в строении верхней конечности и с чем эти изменения связаны?
Имитируйте падение. Как изменяется при этом положение рук. Почему?
Как изменяется положение рук при хождении по узкой поверхности? Какую функцию выполняют руки в данном случае? Какова роль мышечной системы?
Какую функцию выполняет рельефный рисунок на ладонях? Почему говорят, что рука является не только органом труда, она также его продукт?
1. 2. 3.
Выводы:
1. Верхняя конечность укорочена, большой палец противопоставлен остальным, лопатки и ключицы, обеспечивает не только опору, но и подвижность верхней конечности. Человек может поднимать руку вверх, отводить вперед, назад и в стороны.
2. При ходьбе руки поддерживают равновесие, совершая маятникообразные движения.
3. Обеспечить хороший захват ладоням помогает рельефный рисунок кончиков пальцев
Задания группы 4.
Пояс нижних конечностей. Нижняя конечность.
1.Какие изменения произошли в строении пояса и скелета нижних конечностей.
2.Рассмотрите скелет стопы, и разъяснит ее рессорную функцию.
3.Проследите, как изменяется положение стопы при ходьбе? Объясните, почему основная нагрузка приходится на три точки стопы: пяточную кость, и верхушки костей плюсны?
4.При действии неожиданного сильного шумового раздражителя человек иногда приседает. Это происходит очень быстро, человек иногда этого и не замечает. Объясните этот процесс с точки зрения физика.
1. 2. 3. 4.
В ходе обсуждения вопросов задания и выполнения практической части учащиеся должны сделать следующий вывод:
1) Широкий таз – опора внутренним органам. Крестцовые позвонки срастаясь образуют крестец. Центр тяжести приходится на второй крестцовый позвонок.
2) Массивные кости пояса нижних конечностей и нижней конечности являются не только хорошей опорой организму, но и местом крепления мышц поддерживающих равновесие и вертикальное положение организма.
3) Большой палец сближен с остальными и выполняет опорную функцию. Сводчатая форма стопы.
4) При приседании смещается вниз центр тяжести, увеличивается площадь опоры, что и придает более устойчивое положении телу человека.
3.2 Какие изменения в строении опорно-двигательной системы человека позволили выполнять функцию сохранения равновесия. Беседа с использованием схемы.
Сохранение равновесия главная задача вертикального положения.
3.3 Что такое ходьба? (беседа с использованием анимации)
Ходьба – тенденция туловища опрокинуться (вместе с тазом назад), которой противостоят работа мышц, движение верхних конечностей и головы, выполняющих функцию балансирования
ЦНС осуществляет координацию движений, делая их плавными, точными, устраняет лишние движения. Траектория любого движения от исходного положения до цели контролируется мозжечком.
Мы видим, что развитие человека связано с изменением строения тела (изменение развитие).
Но развитее человека привело к качественному развитию его умственных способностей т.е. переходу количественных изменений в качественные.
Развитие человека происходит в соответствии с законом диалектики. Изменение и развитие – взаимодополняющие категории. развитие не возможно без изменений, так же как и накопление изменений часто сопровождается развитием. Развитие может служить стимулом появления так же, как и изменения оказывают влияние на индивидуальное и историческое развитие организма.
«Утверждение, что любая модель, которая может быть создана, будет определенно неполной и рано или поздно будет модифицирована, человек в глубине души знал, что истинная модель существует – существует, так сказать в платоновском царстве идей – что мы постепенно к ней приближаемся, хотя, и никогда, вероятно, не достигнем в силу несовершенства человека».
В чем же проявляется несовершенство человека?
4. Этап закрепления новых знаний.
Заполнение таблицы в маршрутном листе «Особенности скелета человека связанные с прямохождением».
Маршрутный лист
ученика ____________________________________
Оценка собственной работы в группе _______
Выступление на уроке «+» «-» (подчеркнуть, если выступали неоднократно, добавить «+»)
Назовите фамилии учащихся, ответы которых наиболее понравились вам: _______________________________________________________
Оценка выступления групп:
Группа № 1 «+» «-» (подчеркнуть)
Группа № 2 «+» «-» (подчеркнуть)
Группа № 3 «+» «-» (подчеркнуть)
Группа № 4 «+» «-» (подчеркнуть)
Результаты собственной деятельности:
__________________________________________________________
Заполните таблицу:
Особенности скелета человека связанные с прямохождением.
Отделы скелета |
Особенности строения |
Череп |
Лицевой отдел … Мозговой отдел … Отсутствуют … Наличие … |
Позвоночник
Грудная клетка |
Форма Срослись
|
Пояс верхних конечностей Верхняя конечность |
Лопатка и ключица не только ………., но и участвуют в ….
Большой палец … Точность захвата приобретается в результате … |
Пояс нижних конечностей Нижняя конечность |
Таз …
Стопа … |
5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению:
§ 82, вопросы учебника на с 143