СКРИПКИНА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

учитель биологии

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

"Средняя общеобразовательная школа №1" город Михайловск

Шпаковский муниципальный район Ставропольский край

 

Мои классные часы

 

  Классный час на тему:

 

«САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ НА ЗЕМЛЕ - РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

5-6 класс

 

Цели и задачи:

1.      Расширить знания учащихся о культуре общения, о правилах ведения беседы;

2.      Воспитывать культуру общения;

3.      Способствовать развитию коммуникативных качеств, умению вести беседу.

4.      Формировать навыка в толерантной  манере выражать свои мысли и чувства,

5.      Формировать  толерантного отношения к окружающим людям.

 

Ход классного часа.

1.Организационный  момент.

   Здравствуйте, ребята.  Сегодня  на классном часе мы с вами будем говорить о том, с чем человек сталкивается каждый день. Мы с вами будем говорить о «самой большой роскоши на земле – роскоши общения» это слова выдающегося французского

 

Что такое общение?

Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями, способ передачи чувств радости, гнева.  Один из способов общения – это беседа.

 

Как вы думаете, без чего невозможна беседа?

(Без слов, речи, букв, языка и т.д.)

 

С чего начинается беседа?

(С приветствия, со знакомства)

 

А что такое беседа?

(Разговор одного человека с двумя или более людьми)

Беседа – это разговор на одну тему. Настоящая беседа напоминает игру в мяч. Брошенную кем-то реплику надо умело подхватить и ловко отпарировать.

 

В любой игре есть правила. А есть ли  правила хорошего общения?

 Примерные правила общения:

- внимательность к говорящему;

- доверие друг к другу;

- недопустимость насмешек;

- не выносить обсуждение за пределы разговора;

- право каждого на свое мнение.

В Древней Руси в XII веке князь Владимир Мономах в «Поучении детям» советовал вести беседу так: «При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, неистовствовать словам, не осуждать речью, не много смеяться».

Императрица Екатерина II заставляла придворных соблюдать правила «эрмитажного устава». Один из параграфов призывал «говорить уверенно и не очень громко, дабы у прочих там находящихся уши и голова не заболели».

Этих правил, мы придерживаемся и сегодня.

 

Что значит общаться правильно?

Это значит — учись общаться так, чтобы не только не вызывать у окружающих неприязни, но и быть приятным и нужным. Быть лидером, обладать харизмой и внутренним обаянием, всего этого невозможно достичь, не научившись общаться по правилам.

«По правилам» — это, конечно, жесткое слово, но оно довольно верно отражает суть искусства общения. Ты — человек среди людей и живешь в обществе, наполненном стереотипами.

Стереотипы — это иногда не так уж и плохо. В частности там, где дело касается общения. Общепринятые правила поведения, которые помогают человеку устанавливать полноценные контакты с миром, — это и есть этикет.

 

Правила общения от мистера Карнеги:

«Улыбайтесь!» — говорит мистер Карнеги, и он прав. Улыбка — это сигнал того, что человек открыт для общения и испытывает положительные эмоции, без которых общение не получается. Держись проще, не замыкайся в себе: это провоцирует настороженность и напряженность. Демонстрируй тот факт, что тебе нечего скрывать, даже если это не совсем так. Улыбайся, но искренне. Если ты будешь изображать кривую вымученную улыбку в сопровождении злобного взгляда исподлобья, то вряд ли кого-то очаруешь.

«Учитесь слушать!» — говорит мистер Карнеги, и он снова прав. Мало того, что ты краснобай и острослов. Это еще ничего не значит, если ты способен слушать только себя. Все люди хотят любви и внимания, и нужно помнить об этом. Ты не будешь считаться приятным собеседником до тех пор, пока не покажешь другому, что он тебе интересен. Пусть тот (или та), с кем ты общаешься, больше говорит о себе, чувствуя, что его (ее) внимательно слушают. Задавай вопросы и поддерживай разговор, и если тебе действительно нравится то, что тебе рассказывают, не скрывай этого. Людям приятно, когда они ощущают свою значимость в глазах собеседника.

«Уступайте!» — еще один совет мистера Карнеги, совет настоящего дипломата и тактика. Уступать собеседнику — это не значит быстренько отказываться от собственной точки зрения и поддакивать чужим глупостям. Это значит не ввязываться в бессмысленные конфликты, связанные с разными подходами к жизни. Уверенный в себе человек никогда не станет с визгом оспаривать каждый пустяк и «вправлять» мозги каждому, кто на его взгляд неправ. Он просто отойдет в сторонку и останется при своем мнении, давая понять, что он не хочет продолжать разговор. В итоге таких людей больше уважают и слушаются, ибо чувствуют в них внутреннее превосходство.

Итак, старайся быть внимательным, открытым, доброжелательным, уверенным и самостоятельным в суждениях. Уважай себя и других людей. Все эти вещи никогда не выходили и не выйдут из моды.

 

Исходя из этого, не являются ли правила хорошего общения частью культуры человека?

В народной среде были распространены неписаные, но очень устойчивые правила жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в сказках, песнях, пословицах и поговорках. Это глубокие, мудрые нравственные правила. Уважение к «отцу-батюшке» и «родной матушке», бережное и любовное отношение к «красным девицам», трудолюбие и гостеприимство, скромность и мужество, любовь к родине.

 

А как  может происходить общение?

Общение через Интернет, деловое общение, общение просто так, общение через письма, общение по телефону.

 

Почему люди  ссорятся  между собой?

Давайте обсудим высказывание6 «Люди становятся одинокими, если вместо мостов они строят стены». Объясните, о каких стенах и мостах идет речь?

Ссоры часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает общение со слов, препятствующих положительному общению. Представим себе ситуацию «В классе».

Выбираются два участника. Один из них входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он приказывает :»Сейчас же освободи мою парту!» далее идет розыгрыш ситуации в таких вариантах:

- угроза;

- указания и поучения(надо было убедиться, что эта парта свободная, а затем занимать);

- критика (если бы был умным, то знал, что нельзя занимать чужою парту);

- обобщение (ты какой же бестолковый, как и все новенькие;

 

Как можно было выйти из конфликта? Для чего нужно решать конфликты?

Чтобы найти достойный выход, приемлемый для обоих. Если решение не найдено, начинается противостояние. Кому-то необходимо идти на уступки. Если оба идут на уступки, это компромисс. Самый лучший выход – сотрудничество.

 

Значит умение разрешить ссору – это проявление культуры, нравственности человека?

Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за низкой культуры общения. В ссорах люди чаще всего обвиняют друг других.

Выражением внутренней культуры человека является его внешняя культура - культура поведения. Внутренняя культура - это привычка без всякого принуждения соблюдать элементарные правила общежития. И очень важно, чтобы эти правила и нормы стали глубоко личными убеждениями каждого, чтобы человек, даже когда он остался один, наедине, когда его никто не видит, все равно поступал бы нравственно.

 

Способом общения является язык. Задумывались ли вы над тем, что означает слово «язык»?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку.

 

«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Язык - это инструмент, им необходимо хорошо владеть. Язык – это способ выражения внутренней красоты. А.П. Чехов писал «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли».

 

 Сегодня одним из способов общения является Интернет. Можно ли сказать, что это один из самых лучших способов общения? И является ли это способом общения?

 

 Всегда ли вы можете сказать прямо другу в глаза, о том,  что пишите ему через Интернет?

Безмерные возмож­ности бесконечной коммуникации. Но именно коммуникации, а не общения. В те времена, ког­да Антуан де Сент-Экзюпери написал свою зна­менитую фразу о роскоши человеческого обще­ния, телефоны, с которых все как раз и началось, уже были в городах привычным средством связи. Но речь шла о живом человеческом общении — о языке взгляда, мимики, жеста, ритмики и ме­лодики голоса, пластики позы, ароматов и аур, когда рождаются общие чувства и мысли.

 

Какие чувства вызывают у вас эти картины?

Кто из вас не хотел бы пережить эти минуты общения?

 

 

   

 

  

 

Но есть и другой способ  общения.   Чем он хорош  и чего в нем нет?

 

     

 

 

Какое ты выберешь общение, зависит только от тебя. И ты должен помнить,

общение – это сложное искусство. Порой, общение приносит нам не только радости, но и сложности. 

 

Классный  час на тему

 

«УЧЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ»

 

5-6 класс.

 

Цели и задачи.

1. Выяснить причины неуспеваемости учащихся;

2. Помочь учащимся устранить эти причины.

3. Воспитывать любовь к труду, уважение к книге, к природе, к окружающим людям;

4. Развивать у учащихся духовно-нравственные качества и гражданскую позицию.

Ход классного часа.

 

1.Организационный  момент.

   Здравствуйте, ребята.  Сегодня у нас необычный классный час, так как  мы будем с вами говорить о том, что у человека нельзя отобрать, занять, украсть, о том, что человеку нельзя предложить, подарить, о том, что  с ним остается всю жизнь и принадлежит только ему - это  знания.

  

2.  Игра «Кто больше?»

(Каждая команда вытягивает карточку с темой и записывает пословицы и поговорки на данную тему.)

            Карточки

Ответы:

- Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

- Корень ученья горек, да плод его сладок.

- Ученый водит, а неученый следом ходит

- Ученье и труд все перетрут

- Дело мастера боится

- Дело учит, и мучит, и кормит

- Ученье свет, а не ученье тьма

- Не стыдно не знать, стыдно не учиться

- Труд кормит, а лень портит

 

3. Беседа по вопросам:

·         О чём эти пословицы?

·         Какое значение имеет учёба в жизни человека?

 

Учитель.  Учение - это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда легко все дается. Если математика дается вам без труда, то, наверное, выводить каллиграфическое  письмо вам потребуется определенное время. Или, к примеру, ну, никак не запоминается стихотворение.

 

- Что  же делать в данном случае? (ответы детей)

«Терпение и труд все перетрут», - гласит народная мудрость. Трудолюбие - это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми.

 

Приведите примеры  людей, которые  добились  известности, признания  своим трудолюбием и настойчивостью?

Великий полководец А. В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым. Валентина Терешкова путем изнуряющих тренировок, учебы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом.  

 

- А  все ли у нас в классе старательно выполняют задания и  учатся хорошо?

- Для чего  мы учимся?

Примерные ответы:

·         иметь хорошие оценки;

·         так хотят родители;

·         для продолжения учебы;

·         быть образованным;

·         быть успешным человеком;

·         мне нравится учиться;

·         для того чтобы больше знать и быть интересным собеседником;

 

- Чем отличается образованный человек от необразованного?

Примерные ответы:

- с образованным человеком интереснее общаться;

- у образованного человека больше шансов найти интересную работу;

- образованный человек может больше дать своим детям;

- образованный человек больше знает;

- образованный человек лучше понимает.

 

Знаете ли вы, что отметки были не всегда такими, как сегодня.

Михаил Васильевич Ломоносов предлагал, например, ставить такие отметки:

В.И. – всё исполнил.

Н.У. – не знал уроки.

Н.Ч.У. – не знал части урока.

З.У.Н.Т. – знал урок нетвёрдо.

Н.З. – не подал задачи.

Б.Б. – был болен.

И только в 1835 году  появились оценки «5», «4», «3», «2», «1». А перед Великой Отечественной войной и в начале войны отметки были: «отлично», «хорошо»,   «посредственно», «плохо» и «очень плохо». Вот почему пятёрочника сегодня зовут отличником!  Сегодня в школе знания учащихся оцениваются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»,  и об оценке «1» мы почти забыли.

 

4. Чтобы хорошо учиться, надо быть  старательным и внимательным?

- Что такое, по-вашему, внимание?

Внимание, по определению психологов, - это направленность нашего сознания (психики) на определенный объект окружающего мира.

- Что вы видите в данный момент в классе, что может привлечь ваше внимание?

Объектом внимания могут быть явления природы, окружающий мир, а также внутренний мир самого человека, его мысли, чувства и т.д.

- Что значит быть внимательным?

Быть внимательным – значит следить за какими-то движениями; развивать внимательность – значит учиться различать скрытые движения в жизни, искусстве, природе, науке, в людях.

Давайте оценим ваше внимание с разных сторон.

(учитель раздает листки бумаги, на которых дети записывают ответы)

1. Определяем объем (наблюдательность) – количество объектов, человек может одновременно и отчетливо воспринимать. Посмотрим на рисунок в течении 1 сек. Постараемся запомнить все, что увидим на нем и записать.

Подпись: 3
Подпись: 2
Подпись: 9
Подпись: 7

 

 

 

 


 

 

 

 

- Проверяем! Прочтите:

А) сколько фигур вы правильно запомнили;

Б) сколько цифр вы правильно воспроизвели;

В) сколько цифр вами правильно вписано в фигуры.

А теперь сложите все ответы. Полученный ответ и есть объем вашего внимания.

 

Как развивать внимание?

Вечером, перед тем как заснуть, попытайтесь припомнить все события минувшего дня – одно за другим. Начиная с небольших отрезков времени, но пытаемся припомнить события во всех подробностях.

Эти несложные упражнения также довольно быстро помогают развивать умения концентрировать внимание.

 

5. Ребята,  вы, наверное, умеете так же быстро и мыслить?

На доске  написаны  пары слов. По приведенной паре слов учащиеся должны восстановить пословицу.

Ответы:

- Дело на безделье не меняют.

- От скуки на все руки.

- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

- Труд кормит, а лень портит.

 

6. Чему поучают нас эти пословицы?

Путь к знаниям – нелегкий, долгий путь, на котором каждого ученика  ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему грамотным, умным  – трудно. Ученик  должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.  А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Помните:

Ум – корни

Грамотность – цветы

Трудолюбие – плоды

Знание – сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Обладание знаниями дает человеку преимущества в его жизни. Овладеть ими вам поможет памятка « Что надо делать, что бы лучше учиться?», которую мы с вами сейчас напишем.  (Каждая команда пишет памятку и докладывает классу.)

 

 

 

 

Немного о себе Мой педагогический опыт Мои ученики Мои уроки Дополнительное образование и внеклассная работа

                                                                                                                                                   

 



Hosted by uCoz