МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ"
Станция юных натуралистов ежегодно проводит следующие мероприятия эколого-биологической направленности в Шпаковском районе Ставропольского края:
Районная экологическая акция «Сохраним природу Ставрополья»;
Районный смотр-конкурс школьных дворов и учебно-опытных участков образовательных учреждений;
Заочный районный этап Всероссийской научной эколого-биологической олимпиады обучающихся учреждений дополнительного образования детей;
Заочный районный этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»);
Заочный районный этап краевого тура Российского национального конкурса научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов (конкурс Водных проектов старшеклассников);
Районный этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды;
Заочный районный этап Всероссийской олимпиады «Созвездие»;
Районная конференция «Экология. Культура. Образование»;
Районный заочный конкурс «Фитодизайн в школьной среде»;
Номинации «Биология» и «Экология» Ставропольской открытой научно-практической конференции школьников (проводится на базе Ставропольского дворца детского творчества);
Районный этап Всероссийского заочного конкурса детского экологического форума «Зеленая планета».
Наша СЮН принимает активное участие в организации и проведении таких мероприятий, как:
районный слет ученических производственных бригад и трудовых объединений школьников;
районная предметная олимпиада школьников по экологии.
Данные мероприятия проводятся в соответствии с календарным планом мероприятий, проводимых МКОУ ДОД СЮН, на основании писем Министерства образования Ставропольского края и (или) Краевого центра экологии, туризма и краеведения и соответствующих положений о конкурсах Краевого либо Всероссийского уровня. С их Положениями можно ознакомиться на нашем сайте в разделе "Новости" (публикуются регулярно), Положения соответствующих региональных этапов размещаются на сайте ГБОУ ДОД "Краевой центр экологи, туризма и краеведения", Всероссийских - на сайте Федерального детского эколого-биологического центра.
Целью всех данных мероприятий является развитие интереса у детей и молодежи к исследовательской работе эколого-биологической направленности.
Общие для всех данных конкурсов задачи:
· приобщение молодого поколения к пониманию экологических проблем современности;
· привлечение детей и подростков к различным видам созидательной деятельности, направленной на сохранение редких растений и животных;
· формирование активной жизненной позиции.
Все указанные конкурсы проводятся согласно соответствующим Положениям и существенно различаются по таким параметрам, как:
· обязательность муниципального этапа (для участия в ряде конкуров необходим также дополнительный внутришкольный этап);
· число работ и, соответственно, участников, которые могут принять участие в этапе высшего уровня;
· специфике деления на номинации;
· требованиям к конкурсным материалам (объем, оформление и др.).
Наиболее активно участие образовательных учреждений района в заочном районном этапе конкурса «Юные исследователи окружающей среды». Это имеет под собой значимую подоплеку:
· во-первых, в данном конкурсе наибольшее число номинаций – 6, причем они охватывают по своей тематике практически весь спектр эколого-биологических наук и представляют широкое поле для учебно-исследовательской работы обучающихся;
· во-вторых, нет жестких ограничений в возрасте участников (ими могут быть обучающиеся образовательных учреждений всех видов и типов в возрасте от 14 до 18 лет на момент проведения финала);
· в-третьих, объем работы не ограничивается, что значительно облегчает работу по оформлению конкурсных материалов для еще неопытных участников.
Такие же конкурсы, как «Подрост» и, особенно, «Водных проектов» характеризуются многими жесткими ограничениями:
· Шпаковский район СК, как и почти весь Край – это преимущественно степная зона, где отсутствуют доступные для изучения и интересные с точки зрения современной науки водоемы и сравнительно мало значимых лесов;
· для участия в некоторых номинациях этих конкурсов требуются дополнительные (объективные, т.е. не зависящие от участника и его руководителя) обстоятельства, например, наличие школьного лесничества, знание английского языка и т.п.;
· в Положениях о конкурсах жестко и не всегда оправдано ограничивается объем исследовательской работы, что вызывает частые трудности на заключительном этапе по оформлению конкурсных материалов.
Особо хочется отметить практически полное отсутствие обратной связи - т.е. работы участников «не рецензируются и не возвращаются» и при таком положении вещей школьники и педагоги-руководители практически лишены возможности набираться опыта на своих прежних ошибках, учиться на них, повышать свою квалификацию по вопросам организации и проведения исследования в данной области.
Как ФДЭБЦ, так и КЦЭТК имеют при своих учреждениях «экологические школы» (ФЗЭШ и КЭШ соответственно). Однако при отсутствии широкого доступа к информации (лучшие работы прошлых лет, рецензии на них, подробное разъяснение ошибок и т.п.), не говоря уже о практически полном отсутствии живого общения между детьми, выполняющими исследования и педагогами – их руководителями (семинары, экологические практикумы, сессии экологических школ) практически невозможно существенное повышение результативности и активности участия в данных конкурсах образовательных учреждении района.
Обсудить изложенное здесь, высказать свое мнение и предложения можно в соответствующих разделах нашего Форума.
Не все общеобразовательные школы нашего района одинаково активны в различных конкурсах, отличается и результативность участия:
Для повышения общей результативности участия в конкурсах эколого-биологической направленности и уровня исполнения исследовательских работ по экологии можно рекомендовать следующее:
продолжить работу в районном научно-исследовательском обществе «Горицвет» по лучшей организации учебно-исследовательской деятельности;
рассмотреть возможность создания районной заочной экологической школы, работающей на несколько иных принципах, нежели имеющиеся КЭШ и ФЗЭШ, а именно: открытом доступе всех обучающихся как к самим исследовательским работам, так и к рецензиям на них; открытом обсуждении вопросов по каждой конкретной работе в сети Интернет на Форуме СЮН;
усилить методическую подготовку педагогов по вопросам оформления конкурсных материалов;
провести инструктивно-методических мероприятия (семинары, консультации) для потенциальных участников Конкурса с приглашением призеров прошедших конкурсов с целью сохранения преемственности и развития лучших традиций его проведения;
поощрять возможно более раннее представление конкурсных работ в организационный комитет конкурсов с целью их своевременного рецензирования и доработки;
внедрять относительную специализацию по направлениям исследований, хотя бы среди совместителей СЮН.