МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ"
С целью развития исследовательских способностей и научного мышления обучающихся, формирования навыков выполнения исследовательских работ, практического закрепления изучаемого материала, поддержания познавательного интереса к природе. на базе СЮН в 2006 году создано научное исследовательское общество (НИО) «Горицвет».
Для проведения исследований, помимо знаний литературы, члены НИО должны владеть навыками исследовательской деятельности, уметь работать с определителями, знать, что называется, «в лицо» многие виды растений и животных.
НИО «Горицвет» родилось как результат кропотливой совместной работы педагогических и ученических коллективов станции юных натуралистов и всех школ района. Достигнуты определенные успехи обучающихся районного Научного общества «Горицвет» на различных конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Современная модель выпускника школы предполагает наличие у него таких качеств, как способность самостоятельно и активно действовать, своевременно принимать решение, гибко адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Поэтому необходимо искать более совершенные формы обучения, направленные в первую очередь на развитие индивидуального потенциала и личностных качеств.
Наиболее эффективными оказались практико-ориентированные и творческие виды деятельности, также исследовательские методы обучения.
У станции юных натуралистов много задач и проблем, над которыми работает педагогический коллектив. Но приоритетным является практико-ориентированная, исследовательская деятельность.
По данным психологов, у человека в памяти остается приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% - из того, что он видит и 90% - из того, что делает. То есть посредством практико-ориентированной деятельности мы даем понять детям, что они являются частью научного общества и их практическая деятельность – это первый шаг в реализации своих потенциальных возможностей в сфере научного познания.
Личностные качества, сформированные при занятиях исследовательской деятельностью, основанные на принципах объективности, честности, невозможности нарушить законы природы, научной этики, потом переносятся на все остальные сферы деятельности.
Обучающиеся всех возрастов могут быть ориентированы на занятия исследовательской деятельностью в области естествознания (ботанико-зоолого-экологического направления).
Районная станция юных натуралистов является координатором исследовательской деятельности в области естествознания. В работе станции сложился специальный подход к изучению региональных особенностей. Обучающиеся занимаются изучением окружающего мира – флоры, фауны, изучают возможности их сохранения. И, конечно, одним из основных принципиальных подходов в данной деятельности является индивидуально-ориентированное обучение. По утверждению ученых-педагогов, суть его в том, что каждый обучающийся имеет право на индивидуальный темп развития и уровень обучения.
С целью развития исследовательских способностей и научного мышления обучающихся, формирование навыков выполнения исследовательских работ, практического закрепления изучаемого практического материала, поддержание познавательного интереса к природе на базе СЮН создается научное общество обучающихся «Горицвет».
Для проведения исследований, помимо знаний литературы, член НО должен владеть навыками исследовательской деятельности, уметь работать с определителями, знать, что называется «в лицо» многие виды растений и животных.
В начале обучающийся подробно знакомится с методиками исследования объектов живой и неживой природы, изучает представителей местной флоры и фауны. Темы исследовательских работ самые разные, от простейших до инновационных и подлинно научных.
Руководители проектов – педагоги дополнительного образования на местах. Их задача выявить уровень биологических знаний обучающихся, его основные интересы. Методисты СЮН помогут выбрать методику, с помощью которой обучающийся может сам ответить на возникшие вопросы в ходе работы, помочь выдвинуть гипотезу, составить план исследования, подобрать литературу по данной проблеме.
На первом этапе выполнения исследовательской работы обучающихся, следуя указаниям педагогов, учится выполнять исследование по образцу. Так он получает знания о методах сбора информации, способах обработки данных, учится делать выводы. В итоге на основании собственных результатов ребенок выявляет некоторые закономерности в природе. При обсуждении результатов педагоги должны сделать акцент на тех вопросах, которые остаются еще невыясненными. Работа продолжается на следующий год. Проведение детьми многолетних исследований позволяет более полно ответить на вопросы, проанализировать межгодовые изменения исследуемых показателей и выявить их причины.
|
|
Количество исследовательских проектов, представляемых к защите на районной конференции "Экология. Культура. Образование", каждый год возрастает (2006 – 38, 2007 – 58, 2008 – 61). Положительно изменились форма и содержание работ. Школьники все больше используют собственные наблюдения и исследования. Победители районной научно-практической конференцию юных исследователей окружающей среды становятся участниками ежегодной краевой конференции «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья».
Юные экологи района, проявляющие особый интерес к охране природы, проходят заочное обучение в Краевой экологической школе (КЭШ) при Краевом центре экологии, туризма и краеведения, где они имеют возможность заниматься в различных лабораториях под руководством ученых ( в 2006 г. в КЭШ – 13 чел., в 2007 г. – 14 чел., в 2008г. – 15 чел.). Ежегодно тезисы их научных работ публикуются в сборнике Краевого центра экологии, туризма и краеведения «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья», лучшие из них Вы можете прочитать на нашем сайте.