МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

"СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ"

Талалаев Г.В., методист  СЮН

 

Координация учебно-исследовательской работы
 обучающихся в объединениях эколого-биологического направления 
на районной станции юных натуралистов

Опубликовано в Материалах Всероссийской научно-практической конференции

"Развитие интеллектуально одаренных детей в условиях перехода к профильному обучению"

- Ставрополь, 2006, стр.181

 

В современных условиях повышения требований к уровню образования и качеству знаний выпускника, профилизации образования повышаются и требования к дополнительному образованию. Дополнительное образование приобретает особую значимость при работе с одаренными детьми, позволяя им выходить в своих интересах и увлечениях за рамки школьной программы, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность, является важной составляющей непрерывности образования, способствует самореализации подростка. Мы рассмотрим только один из аспектов данной работы, а именно – работу эколого-биологического направления, осуществляемую Станцией юных натуралистов (далее СЮН) Шпаковского района Ставропольского края.

Районная СЮН является учреждением, координирующим учебно-исследовательскую деятельность эколого-биологического направления учащихся Шпаковского района. Можно выделить 5 основных направлений этой деятельности:

 

1. Работа с обучающимися.

 

Основным видом работы с обучающимися станции является, конечно же, работа кружков эколого-биологического направления. Особо важным моментом здесь является своевременное выявление одаренных детей, проявляющих интерес к биологии, экологии и исследовательской работе. Эта работа ведется с учащимися всего Шпаковского района, т.к. во всех 20 школах района работают сотрудники СЮН (обычно – учителя биологии в школах), осуществляющие работу с детьми на местах. На этом этапе производится предварительная оценка знаний и стремлений учащегося, формируются стимулы к дальнейшей деятельности.

Важным моментом является индивидуальная работа со старшеклассниками, ведущими исследования по различным эколого-биологическим дисциплинам. Наиболее существенным на этом уровне является своевременная и правильная координация в выборе тематики исследований, четкой постановки цели и задач, как по самому исследованию, так и по определению дальнейшей деятельности подростка. Она включает консультативную помощь в выборе темы проекта, выбор, уточнение и окончательную доработку методик исследования, постоянную поддержку как в информационно-методическом, так и в психологическом плане.

Уже несколько лет на базе СЮН функционирует летний экологический лагерь «Березка», что помогает созданию условий для организации отдыха и оздоровления обучающихся, непрерывности их экологического образования, экологического и трудового воспитания. Дополнительное эколого-биологическое образование в летний период приобретает повышенную значимость, т.к. только летом можно изучать живые растения, насекомых, проводить экспериментально-опытническую работу на учебно-опытных участках. Особое значение регулярность и беспрерывность наблюдений имеет при проведении исследовательских работ по экологическому мониторингу тех или иных объектов. Вот здесь то и проявляются все возможности летнего экологического лагеря, который позволяет построить реальный беспрерывный курс эколого-биологического образования и воспитания учащихся.

 

2. Работа с педагогами.

 

Этот вид деятельности весьма актуален, особенно для педагогов отдаленных сел, для которых контакты друг с другом и возможность получения и обмена информацией на местах весьма ограничены. В течение года СЮН организует ряд семинаров, например по темам: «Учебная и научно-исследовательская деятельность школьников в области экологии и биологии», «Формы совместной экологической работы школы и станций юных натуралистов», «Организация опытнической и про­изводственной деятельности в условиях сельской школы», консультирует учителей-педагогов дополнительного образования, помогают в подборке тем и методик исследований, знакомят с новинками литературы. Сотрудниками СЮН разработана экологическая тропа, которая проходит по интересным в эколого-биологическом отношении окрестностям г.Михайловска, включающим места произрастания орхидей и других краснокнижных видов расте­ний, водоем, лес и т. д. Экскурсии по данной тропе проводятся не только с детьми, но и с педагогами, что позволяет проводить семинарское занятие в нетрадиционной обстановке.

 

3. Проведение районных и участие в Краевых и Всероссийских мероприятиях.

 

СЮН принимает участие в организации районных олимпиад по экологии, где обязательным условием участия является представление и защита исследовательского проекта. Ежегодно Станция организует и проводит районную конференцию «Экология. Культура. Образование», на которой воспитанники Станции и учащиеся школ района защищают свои научно-исследовательские проекты. Эти конференции по­могают привлекать школь­ников к изучению экологического состояния среды обитания, бережному от­ношению к природе и ее сохранению, а также способствуют выявлению особо талантливых детей, которые в дальнейшем участвуют в Краевых и Всероссийских мероприятиях. Например, 19-24 декабря 2005 года в городе Москве прошел Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды, проводимый Федеральным детским эколого-биологическим центром, на котором первое место в секции «Зоология беспозвоночных» занял воспитанник СЮН, ученик СОШ №1 г.Михайловска Епимахов Сергей. Характерен путь, который проделал Сергей к своей победе: 2003 год – первое место на районной олимпиаде, 2004 – победа на районной конференции, 2005 – первое место на Краевой конференции, и вот, наконец, 2005 – первое место на Всероссийском конкурсе.

Помимо районной конференции и олимпиад по экологии, СЮН принимает участие в таких мероприятиях, как слет УПБ, где также работает секция юных экологов, Краевая конференция «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья», проводимая среди учащихся Краевой экологической школы (КЭШ) при Краевом центре экологии, туризма и краеведения (КЦЭТиК). Особое значение здесь приобретает возможность для учащегося опубликовать результаты своего исследования в компетентном научном сборнике, в идеальном варианте к моменту окончания школы выпускник имеет 3-4 публикации по избранной тематике. Ежегодно Станция юных натуралистов проводит среди школ Шпаковского района смотр-конкурс школьных дворов и учебно-опытных участков (УОУ). В последнее время особое значение придается дизайну школьных дворов, и данный конкурс в значительной степени стимулирует процесс прогрессивного повышения качественных характеристик последних. СЮН проводит семинары по тематике экологии, озеленения и дизайна школьных дворов, готовит и распространяет печатные методические рекомендации по данным вопросам.

УОУ являются основными площадками для исследований школьников в областях ботаники и экологии растений, растениеводства и сельского хозяйства, отчасти зоологии и медицины, поэтому столь важно их поддержание и постоянное развитие, расширение имеющейся базы коллекционных фондов УОУ, даже с выходом за пределы имеющихся на сегодняшний день требований.

 

4. Организация непрерывной связи с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями района и Края.

 

С целью повышения научного уровня исследовательских проектов воспитанников СЮН поддерживает связь с рядом научных учреждений, таких как: СНИИСХ, Агрохимцентром «Ставропольский», СГУ, ботаническим садом г.Ставрополя и рядом других. Сотрудники этих научных учреждений оказывают консультативную помощь обучающимся СЮН, принимают активное участие в судействе районной конференции. Особенно действенной и постоянной является связь СЮН с КЭШ. Многие из обучающихся в кружках СЮН в то же время являются учениками КЭШ, их число постоянно растет из года в год, заметны и качественные изменения.

 

 

 

 

5. Освещение работы Станции в СМИ, пропаганда экологической культуры и знаний.

 

С целью пропаганды экологической культуры, распространения эколого-биологических знаний, популяризации своей деятельности, СЮН поддерживает тесные связи с различными СМИ. Мы постоянно публикуемся в местной прессе: газетах «Наша жизнь» и «Михайловские вести», издаваемой КЦЭТиК газетой «Зеленый портфель», имеются статьи и во Всероссийских изданиях, например, во «Внешкольнике». Несколько раз осуществлялись выступления по телевидению с рассказом о работе СЮН, размещен ряд статей о нашей деятельности в Интернете. Важным достижением СЮН стали организация экскурсий и проведение выездных выставок растений в школах, на таких массовых мероприятиях, как День Города, День Защиты Детей и т.п. Эти выставки позволяют заинтересовать учащихся коллекционированием и разведением растений, выявить одаренных детей для занятий в кружках и проведения исследовательских работ.

 

                                  

     

                Наши выставки 

                   

 

Урожай лагенарий

 

 

Теперь на СЮН работает постоянно действующая выставка комнатных растений и поделок, выполненных руками воспитанников станции. В современном быстро меняющемся мире, при изменениях требований к качеству образования в школе, профилизации образования требования к дополнительному образованию также быстро меняются и ужесточаются. СЮН Шпаковского района делает все возможное для того, чтобы не отставать от лидеров образования, совершенствуя свою деятельность.

 

 



Hosted by uCoz