МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ"
Талалаев Г.В., методист МОУ ДОД СЮН
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Маршрут учебной экологической тропы
2.1. Характеристики экологической тропы
2.1.1. Географическая и климатическая
2.1.2. Эдафическая
2.1.3. Экологическая
2.2. Станции маршрута экологической тропы «Удивительное рядом»
2.2.1. Описание станций (расположение, биоценозы, интересные объекты)
3. Организация экскурсий и лекции
3.1. Младшая возрастная группа (1-4 классы) – 45 минут
3.1.1. Примерный текст лекции для младшей возрастной группы (Тема лекции: «Лекарства под ногами»)
3.2. Средняя возрастная группа (5-8 классы) – 1.5 часа
3.2.1. Ботаника
3.2.2. Зоология
3.3. Старшая возрастная группа (9-11 классы) – 2-2.5 часа
3.4. Преподаватели биологии в школе и педагоги дополнительного образования – 2.5 часа
4. Приложение. Фенологическая таблица (*pdf)
|
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи учебной экологической тропы «Удивительное рядом»
Данная экологическая тропа, как и любая другая, преследует ряд целей и задач.
а). Образовательную – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.
Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.
б). Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.
в). Развивающую – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.
С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для уроков природоведения, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего звена (5-8 классы) – для уроков ботаники, зоологии, экологии, а также для внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9-11 классы) – для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по ботанике и зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников биоэкологических объединений.
В воспитательных целях необходимо перед походом по тропе разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность. Педагог, проводящий экскурсию, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание слушателей на те или иные объекты природы, встречаемые группой на тропе.
Дополнительно тропа может использоваться учителями - небиологами, например: преподавателями физической подготовки – для проведения кроссов по пересеченной местности, ОБЖ – для разъяснения принципов ориентирования на местности и оказания первой медицинской помощи в условиях похода, географии – для наглядного усвоения основ картографии, ИЗО – для уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных природных объектов. Однако эти возможности экологической тропы выходят за рамки биологии и экологии и поэтому здесь не рассматриваются.
1.2. Отличительные особенности данной экологической тропы.
Большинство разработок маршрутов экологических троп включают в себя лишь карту маршрута тропы, некоторые ее характеристики, список станций и иногда перечень наиболее интересных объектов, которые можно встретить по ходу экскурсии.
Нам кажется, что этого недостаточно: во-первых, состояние живой природы на станциях меняется в зависимости от времени года, одни объекты растительного и животного мира можно встретить весной, другие – летом или осенью, поэтому разработка экологической тропы должна учитывать фенологические изменения в природе; во-вторых, разработчикам тропы следует создать примерные тексты экскурсий, рассчитанные на разные возрастные контингенты учащихся: младший, где дети получают первые знания по природоведению и экологии родного края; средний, где упор делается на закрепление знаний школьной программы по экологии, ботанике и зоологии; старший, где, помимо расширения школьных знаний, важной задачей является самостоятельная исследовательская работа школьников, разработка ими проектов по экологии и биологии.
Кроме того, данная тропа может использоваться для прохождения маршрута с педагогами дополнительного образования и школьными учителями в целях методической помощи им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее интересными представителями флоры и фауны окрестностей г.Михайловска, наглядной демонстрации принципов исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов.
Тропа, как источник биологического материала, может использоваться для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и лишайников, галлов, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в дальнейшем разного рода поделок.
2. Маршрут учебной экологической тропы
Маршрут учебной экологической тропы «Удивительное рядом» проходит по окрестностям г. Михайловска, представляющим интерес в биологическом и экологическом отношении благодаря разнообразию ландшафтов, биоценозов, наличию некоторых редких, т.е. занесенных в Красную книгу видов животных и растений. На большей протяженности маршрута весьма сильно проявляется негативное антропогенное воздействие, что тоже помогает вести занятия по экологии с учащимися, на примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе. Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические экскурсии практически по любым темам ботаники, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы, а также собирать необходимый наглядный материал для уроков в зимний период.
Общая протяженность тропы составляет 6,7 км, что довольно много для проведения экскурсий среди учащихся младших классов, поэтому для таких экскурсий используется лишь часть тропы. Для уроков на открытом воздухе по определенным темам по ботанике, зоологии, экологии, общей биологии тоже нет необходимости проходить весь маршрут целиком – достаточно лишь выйти к той либо иной станции, которая наиболее полно иллюстрирует данную тему.
Общая продолжительность экскурсии по данной экологической тропе приблизительно составляет 2.5-3 часа; такие экскурсии возможны лишь со старшеклассниками (особенно при работе над экологическими проектами) или же с педагогами (в методических целях). В остальных случаях используется лишь часть от общей протяженности тропы, а на части станций остановок не делается и рассказ о них в экскурсию не включается.
2.1. Характеристики экологической тропы
Здесь мы характеризуем экологическую тропу «Удивительное рядом» по ее географическому положению на территории Ставропольского края, даем характеристику климата с учетом микроклиматических условий данной местности, геологическую и эдафическую характеристики района прохождения тропы; и, главное, характеризуем биоценозы, образуемыми живыми организмами в районе тропы.
2.1.1. Географическая и климатическая характеристика экологической тропы
Маршрут тропы «Удивительное рядом» проходит большей частью вдоль железной дороги, соединяющей станцию «141км» с краевым центром, т.е. к северу от г.Ставрополя и к югу от г.Михайловска. Ставропольская гора здесь полого понижается в северном направлении, по ходу тропы имеется значительное понижение рельефа в низине, где расположено озеро.
Южное положение г.Михайловска (немного севернее 450 северной широты) обуславливает значительное количество солнечного тепла и высокие летние температуры. Лето, т.е. период со среднесуточными температурами выше 150С, составляет около 120 дней, температура иногда достигает 350С и выше, часто сопровождается засухой. Зима длится около 100 дней, для нее характерны резкие смены температуры от низкой положительной до морозов в 200С, зимой и осенью характерны сильные ветры до 40 м/с. Среднегодовое количество осадков немного больше 650 мм, увлажнение разных участков варьирует от переувлажненных до сухих, эти же осадки питают озеро.
Микроклиматические особенности района экологической тропы не особенно существенны. Наиболее выражены незначительные колебания влажности воздуха и степень защищенности от ветра.
2.1.2.Геологическая и эдафическая характеристика экологической тропы
В геологическом отношении район прохождения тропы характеризуется обилием осадочных пород: глинами, суглинками, известняками. В окрестностях озера характерны незначительные слои сапропелевых глин.
Почвы представлены выщелоченными среднегумусовыми черноземами, суглинками, есть участки супесчанных почв, кое-где имеются участки с незначительным засолением; сильное влияние человеческой деятельности заметно на всем протяжении тропы, особенно в зоне ж/д насыпи, у моста, в зоне садовых участков и полей. Некоторая часть почв относительно сильно загрязнена нефтепродуктами, пластмассами, резиной, кое-где – тяжелыми металлами.
2.1.3.Экологическая характеристика экологической тропы
Экологическая тропа «Удивительное рядом» проходит по окрестностям г.Михайловска и, следовательно, содержит ряд типичных для этого района биоценозов, как естественного, так и искусственного происхождения. Леса как таковые у нас отсутствуют, но их в какой-то мере заменяют лесополосы и посадки древесных растений, подчас одичалые и обогащенные новыми видами. Основным биоценозом по маршруту тропы является степь, но ее характеристики сильно различаются в разных точках; имеются зоны с избыточной увлажненностью, как пересыхающие во время летней жары, так и сохраняющиеся в течение всего года.
Растительный мир достаточно богат и разнообразен; среди травянистых растений в основном представлены виды сухих степей и влажных лугов, но имеются и лесные, и болотные виды, а также заносные растения инорайонных флор и культурные виды на искусственных агробиоценозах, дендрофлора представлена как местными, северокавказскими, так и инорайонными видами.
Животный мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, хотя на глаза бросаются в первую очередь беспозвоночные: особенно много насекомых, паукообразных, есть различные черви и моллюски, позвоночные обычно менее доступны взору и необходимо время и умение, чтобы их обнаружить.
Большой интерес представляют пруд и ручей, пересекающий тропу. Здесь можно встретить различные гигро- и гидрофиты, понаблюдать за водными насекомыми и их личинками, моллюсками, рептилиями, земноводными, проследить за их размножением.
Близость к городу имеет свои положительные и отрицательные особенности: к первым относится доступность тропы для посетителей, ко вторым – сильную антропогенную нагрузку, местами до неузнаваемости меняющей природу. Но даже этот фактор нужно использовать на благо: на наглядных примерах показывать детям, что означает бережное отношение к природе.
2.2. Станции маршрута экологической тропы «Удивительное рядом»
На протяжении маршрута экологической тропы «Удивительное рядом мы запланировали 11 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.
Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее.
Всего маршрут тропы включает 11 станций:
Далее приводятся описания станций с биологической и экологической точек зрения, а также пути подхода и время, затрачиваемое на посещение каждой станции (приблизительно). Расчет времени ведется от здания СЮН и СОШ №5, как наиболее удобных в нашем районе ориентиров, тем более что именно воспитанники станции юннатов и учащиеся этой школы составляют основной контингент экскурсантов по экологической тропе.
2.2.1. Описание станций экологической тропы.
Первая станция экологической тропы находится в 5 минутах ходьбы от СЮН и СОШ№5, сразу за конечной остановкой автобусов и маршрутных такси, слева от ж/д пути на г. Ставрополь. Название это относительно условно и связано с тем, что здесь происходит стихийный вывал мусора, которого накопились целые горы. Несмотря на отталкивающее впечатление этого пейзажа, эта станция имеет для нас большое познавательное и воспитательное значение, т.к. здесь дети могут увидеть процесс антропогенного загрязнения природы, воочию убедиться, как долго не разлагается пластик – один из основных загрязнителей, каков экологический вред от кострищ; именно здесь следует ознакомить экскурсантов с правилами поведения на природе, необходимостью беречь и охранять окружающую среду.
Организаторам школ следует иметь в виду эту станцию как место возможного проведения субботников, приуроченных к Дням защиты от экологической опасности, именно здесь природа в первую очередь нуждается в нашей помощи.
Далее вдоль ж/д пути следует лесополоса, протянувшаяся примерно на 3 км. В связи с некоторым однообразием данного искусственного биоценоза не следует проходить ее всю, достаточно провести детей по участку около 500 м, что займет около 10 минут, а затем выйти из полосы вправо к железной дороге.
Здесь можно познакомить экскурсантов с деревьями: тополем, ивой, вязом, кленом, ясенем, рябиной, яблоней и другими плодовыми деревьями из семейства Розоцветных; кустарниками: боярышником, лигуструмом, дереном, двумя видами барбариса, калиной, бузиной черной, жимолостью; лесными травами: звездчаткой, будрой, купеной, различными Зонтичными: снытью, борщевиками и другими; много здесь и рудеральных растений: крапивы, лопуха, марей, лебеды, ширицы; встречаются лианы: лазящий эхиноцистис и вьющийся хмель, попадается бузина травянистая; после выхода из лесополосы можно увидеть пустырник, хвощи, льнянку, вьюнок, васильки – однолетние и многолетние, заросли злостного сорняка – амброзии. На примере этого широко ныне распространившегося у нас растения родом из Северной Америки можно рассказать, как человек необдуманно или случайно участвует в распространении некоторых видов по планете, что приводит к очень серьезным нежелательным последствиям, а порой и к экологической катастрофе.
В лесополосе можно послушать голоса птиц, увидеть различных насекомых – главным образом жуков и перепончатокрылых.
Осенью тут бывает много грибов, в основном несъедобных, на стволах и ветвях деревьев растут удивительные организмы – лишайники, на их примере удобно знакомить слушателей с понятием симбиоза. Здесь можно познакомиться и с таким типом экологических взаимоотношений между организмами, как паразитизм: увидеть на тополях и иногда на других деревьях омелу белую, познакомиться с иван-да-марьей; можно увидеть на листьях галлы, образованные личинками насекомых, встретить наездников и даже проследить за откладкой ими яиц в насекомых-хозяев.
После выхода из лесополосы к железной дороге мы окажемся у болотца. Его размеры сильно колеблются в зависимости от уровня осадков – в дождливые годы болотце большое, в засушливые оно почти пересыхает. Здесь квакают лягушки, в лужах можно проследить за их размножением: откладкой икры, вылуплением и развитием головастиков, их метаморфозом и превращением в лягушат. Берега поросли влаголюбивыми растениями: осокой, камышом, ситнягом, лютиками; в воде можно обнаружить различные водоросли, их стоит захватить с собой, чтобы рассмотреть под микроскопом либо бинокуляром – вы увидите их клетки, микроскопических водных животных, живущих на водорослях (мелких моллюсков, ракообразных, червей-коловраток, а если микроскоп достаточно сильный, то и простейших: инфузорий, амеб ). Очень интересно рассматривать под микроскопом и икру лягушек; если собрать ее сразу после нереста и поместить в банку, вы сможете наблюдать весь процесс дробления яйцеклетки и формирования личинки.
От болотца до моста 10 минут ходьбы; вдоль насыпи растут хвощи, мать-и-мачеха, васильки, льнянка, коровяки, пижма, тысячелистник, с другой стороны ж\д путей расположен участок повышенной влажности (перед хутором Вязники), где много тростника и рогоза.
Еще недавно на склонах моста было множество разнообразных сухолюбивых растений, образовывавших интересный биоценоз, но летом 2004 года в связи с ремонтом и расширением автомобильной трассы и моста они были уничтожены. Сейчас здесь можно увидеть лишь голые склоны насыпи. Тем не менее, эта станция представляет особый интерес с точки зрения экологии, т.к. тут можно проследить за процессом заселения живыми организмами измененных человеком ландшафтов, за постепенным формированием нового биоценоза.
Старшие школьники вполне могут выполнить здесь интереснейшее эколого-ботаническое исследование – как на голой насыпи появляются растения-пионеры, как растет видовое разнообразие, как происходит вытеснение одних видов другими и формируется биоценоз.
После станции «Мост» следует продолжить путь вдоль рельсов, отсюда до следующей станции около 10 минут ходьбы. Сразу за мостом станет заметно, как возрастает разнообразие флоры и фауны( в основном насекомых, однако больше становится и ящериц, и грызунов, и птиц), что связано с ослаблением антропогенного влияния из-за удаления от г.Михайловска.
Примерно в 500 м от моста экологическую тропу пересекает ручей.
Здесь встречаются те же виды, что и на станции «Болотце», но разнообразие их существенно больше. Здесь можно вблизи увидеть рогоз, тростник, различные виды ситняга, осоки, камыша, лютиков и других влаголюбивых растений. В отличие от луж на болотце вода здесь проточная, более холодная и никогда не пересыхает, даже в засушливые годы. Здесь можно встретить кипрей и дербенник, наблюдать стрекоз и клопов-водомерок; если же весной зайти в лесополосу, то, в отличие от прилегающей к Михайловску зоны, вы обнаружите много первоцвета. А сразу же за ручьем находится рощица айланта высочайшего – «китайского ясеня», обычного на юге, где его называют «вонючкой», и пока мало распространенного у нас.
После ручья путь проходит по все более богатым в ботаническом отношении участкам – здесь начинается зона разнотравья.
Шестая станция - «Орхидная поляна»
Эта станция находится примерно в 10 минутах ходьбы от предыдущей и по другую сторону рельсов. Это – уголок нетронутой пока природы Ставрополья с весьма разнообразным ландшафтом и рядом несхожих биоценозов. Здесь есть болото, заросшее тростником, на берегах которого можно увидеть «неопалимую купину» – ясенец, зимующие у нас суккуленты – седумы; есть склоны, заросшие полынями и другими сухолюбивыми растениями; есть участки, переувлажненные весной и высыхающие летом, на них растут ковыли, васильки и множество других Сложноцветных, всевозможные Бобовые: астрагалы, виды клевера, копеечник, эспарцет, дрок, множество ирисов 3х расцветок – фиолетовых, синих, желтых, но главная достопримечательность этой станции – 2 вида орхидей – ятрышников, из-за которых она и получила свое название.
На этой станции можно сделать более длительную остановку, здесь есть деревья, дающие тень, пеньки и бревна, на которых можно посидеть и отдохнуть. Если пройти дальше вправо от железной дороги, можно выйти к еще одному болотцу, где встречается другой вид хвоща – хвощ лесной, похожий на елочку. Над станцией часто можно наблюдать парящих хищных птиц; здесь множество насекомых, пауков, ящериц, грызунов.
Проводя рассказ, следует особо остановиться на аспектах охраны редких видов, которых здесь множество; ознакомить детей с таким типом экологических взаимоотношений, как симбиоз. На примере орхидей можно рассказать об их симбиозе с грибами, без чего развитие растения из семени невозможно, о сложных взаимоотношениях цветкового растения с насекомыми-опылителями.
После выхода со станции на тропу продолжим путь по направлению к г.Ставрополю, ранней весной на этом участке тропы можно наблюдать множество диких крокусов, нужно разъяснить детям, как прекрасны эти цветы в природе, как мало их осталось и как быстро погибнут они, будучи сорванными, причем, срывая их, мы наносим огромный вред всей популяции, т.к. клубнелуковицы крокусов без листвы ослабнут и погибнут.
Седьмая станция - «Разнотравье»
В случае проведения сокращенной экскурсии после «Орхидной поляны» можно повернуть назад, но идти лучше немного иначе, чем шли сюда, например, возвращаться можно по лесополосе. Если экскурсия запланирована длительная, то следующей станцией будет «Разнотравье» - участок, прилегающий к ж/д станции 144км. Здесь сохранился участок почти нетронутой степи с типичным, хотя и несколько обедненным видовым составом флоры и фауны: огромным количеством Злаков, например ковылей, множеством видов Сложноцветных, Бобовых, Зонтичных, здесь растут скабиоза, коровяки, ворсянка, лапчатки, лабазники, дикие герань и земляника, колокольчики и многое другое.
Здесь мы встретим множество насекомых: ос, пчел, шмелей, муравьев (отряд Перепончатокрылых), Бабочек, различных Двукрылых, можно увидеть и менее известных представителей этого самого большого в животном мире класса.
Если правильно рассчитать время, с этой станции можно уехать на поезде обратно в Михайловск. Если же мы продолжаем экскурсию, следует вернуться на 100-150 м назад, повернуть вправо и спускаться по направлению к дачным участкам.
Продолжая экскурсию вдоль дачных участков, мы сможем познакомиться с двумя типами агробиоценозов – садами и огородами. Даже не заходя на участки, хорошо видны плодовые деревья, ягодники, огородные растения. Сразу же после входа на территорию дач становится видно, как обеднены здесь растительный и животный миры, насколько изменился видовой состав: исчезли растения степей, стало меньше цветов, насекомых, ящериц; зато появились новые виды растений и животных: пырей, повилика, заразиха, колорадский жук и медведки. Все эти вредные для человека виды процветают здесь, в искусственном биоценозе, несмотря на всю борьбу с ними. Это связано прежде всего с тем, что здесь для этих вредителей много пищи и отсутствуют хищники и паразиты, сдерживающие численность видов в природе. На заброшенных дачах хорошо видно, что, когда человек уходит и прекращает культивировать нужные ему растения, исконный биоценоз тем не менее там уже не восстанавливается – такие участки заросли пыреем, лопухом, осотом и другими сорными травами.
Идя от дач вниз к озеру, мы увидим слева от себя заброшенное поле – еще один пример того, как страдает природа даже много лет после ухода человека с измененных им территорий. Здесь масса полевых сорняков: амброзии, лебеды, мари, вьюнка, однолетних васильков, но нет практически ни одного исконного растения наших степей.
Справа от себя, примерно на половине пути от дач к озеру, сохранилась узкая нетронутая человеком полоска – здесь мы найдем небольшую популяцию диких гладиолусов – шпажника. Это редкое охраняемое растение, поэтому рвать их нельзя!
Проход через дачные участки занимает около 10 минут и мы окажемся у озера.
Это озеро хорошо знакомо всем, кто живет в районе улицы Пушкина в Михайловске, т.к. это – любимое место отдыха и купания.
Из-за этого летом здесь почти невозможно встретить никаких животных, однако, если придти весной, до начала купального сезона, мы увидим массу ужей, можем встретить и водных черепах. В районе стока воды произрастают разные виды мхов и водорослей, в самом озере летом мы найдем рдесты, наяду и роголистник. Набрав с собой воды из озера, можно наблюдать под микроскопом множество низших растений и микроскопических животных: ракообразных, коловраток, инфузорий.
После длительной экскурсии на этой станции хорошо просто отдохнуть, посидеть у воды, прежде чем двинуться в обратный путь.
Десятая станция - «Поля и сад»
После подъема от озера вверх до полосы тополей, следует свернуть вправо – тогда мы выйдем к саду, состоящему в основном из яблонь. Пройдя сквозь сад, мы пересекаем шоссе примерно в 500-600 м от станции «Мост» и оказываемся на полях, где в разные годы выращиваются разные культуры.
Сад и поля – хороший пример агробиоценозов; здесь мы увидим основные сельскохозяйственные культуры Ставрополья, познакомимся с принципами их возделывания: со вспашкой, с боронованием, обработкой от вредителей и болезней, чередованием культур в севообороте, парами. На этих участках можно наблюдать основных садовых и полевых вредителей: тлей, листоедов, плодожорок, галлообразующих и минирующих насекомых, на полях бывает много прямокрылых, например саранчи. Мы встретим основные сорняки полей и садов, наверняка обнаружим бесхлорофильные паразитические растения – заразиху и повилику.
Пройдя поле, на что требуется около 10 минут, мы выйдем к окруженному насыпью каналу. На его склонах можно увидеть новое растение – подорожник средний с розовыми цветками и опушенными листьями, а затем, пройдя канал, найдем в лужах болотное растение – частуху. Здесь уже становится заметным отрицательное влияние человека, а за каналом начинается новостройка, окруженная горами строительного мусора.
Одиннадцатая (последняя) станция - «Новостройка»
Это – самая короткая станция, т.к. здесь мы не увидим ничего принципиально нового, только отрицательное воздействие человека на природу. Здесь мы сможем вновь встретить типичные рудеральные растения, убедиться в обеднении флоры и фауны в местах интенсивной человеческой деятельности, снова увидим груды мусора, в том числе пластика, пронаблюдаем отрицательное влияние на природу выпаса скота, особенно коз.
После «Новостройки» мы снова выходим к конечной остановке автобусов и маршрутных такси на улице Пушкина, откуда мы и начинали экскурсию.
Здесь мы приводим данные по фенологическим наблюдениям, проводившимся на протяжении нескольких лет по маршруту экологической тропы «Удивительное рядом». Данные приводятся в усредненном виде, т.к. сильно зависят от года наблюдений – температуры, влажности и других факторов.
Основываясь на этих данных, можно более точно спланировать те или иные экскурсии по различным темам, заранее наметить объекты, которые стоит посмотреть, на чем следует остановиться более подробно, а что можно и пропустить, т.к. в данный момент тут нет ничего особо интересного.
(cкачать таблицы в формате *pdf)
3. Организация экскурсий и лекции
Здесь мы приводим примерные темы и, частично, тексты экскурсий для 4 групп слушателей: младших школьников, учащихся среднего звена, старшеклассников и педагогов, ведущих уроки биологии, зоологии, ботаники и экологии в школе, а также проводящих внешкольные занятия в кружках биолого-экологического направления, курирующих индивидуальные исследовательские проекты учащихся.
Тексты рассказов в конечном итоге должны составляться самими преподавателями, ведущими экскурсию или урок на открытом воздухе, желательно при этом учитывать темы школьной программы, чтобы пройденное на уроке было наглядно проиллюстрировано во время экскурсии. Для помощи педагогам в этом мы приводим списки объектов, которые хорошо иллюстрируют те либо иные темы школьных занятий. При проведении тех или иных индивидуальных работ по исследовательским проектам преподаватель сам должен выбирать тему и объекты исследований, согласуя их с желаниями и возможностями учащегося.
3.1.Младшая возрастная группа (1-4 классы)
Экскурсия для младших школьников рассчитана на 45 минут, т.е. равна по продолжительности одному уроку. Весь маршрут тропы за это время пройти невозможно, но в этом и нет необходимости – достаточно пройти по лесополосе до моста, посетив 4 первых станции. Рассказ должен строиться на основе первоначальных сведений по природоведению, экологии, ботаники, зоологии, необходимо показать детям красоту родной природы, вред, который может нанести ей человек своими необдуманными действиями, разъяснить, как нужно вести себя на природе.
Младшие школьники особо любознательны, им все в новинку, поэтому они обычно с интересом слушают рассказ учителя по любой теме, особенно если сюда включаются элементы игры, викторины, детям приятно показать свои знания.
Дети вполне могут принять участие и в небольшом исследовании, особенно если оно происходит в форме игры: например, можно устроить соревнование, кто больше насчитает видов насекомых – для этого особо подходят цветущие виды различных Зонтичных: борщевики, сныть и другие, т.к. на них встречаются самые разные насекомые, питающиеся их нектаром. Разъяснив предварительно детям характерные особенности того либо иного семейства растений, можно устроить конкурс, кто за время экскурсии найдет больше представителей данного семейства – тут следует выбирать группы растений, которые легко узнать даже малышам и которые у нас представлены большим числом видов: Розоцветные, Зонтичные, Сложноцветные, Бобовые. Растения эти могут сразу же во время экскурсии собираться для гербария, лучший гербарий удостаивается поощерения.
Большое разнообразие диких лекарственных растений может служить основой для проведения тематической экскурсии, которую мы назовем «Лекарства под ногами». Примерный текст рассказа приводится ниже:
3.1.1. Примерный текст лекции для младшей возрастной группы
ТЕМА: «Лекарства под ногами» (рассказ о лекарственных растениях, встречающихся на маршруте экологической тропы «Удивительное рядом», рассчитан на 15-20 минут).
Дети, все мы знаем, что многие самые обычные растения являются лекарственными и помогают нам от разных болезней. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Вот, например, подорожник – очень интересное и полезное растение: его листья помогают при ушибах, ранах, их настой и сок лечит язву желудка. Но это еще не все – молодые листочки подорожника просто едят, как салат – они очень полезные и содержат много витаминов. А название свое это растение получило из-за того, что всегда селится вдоль дорог и тропинок; это происходит потому, что семена у подорожника липкие и прилипают к нашей обуви и колесам машин и таким образом распространяются на большие расстояния. В Америке нашего подорожника раньше не было, его привезли европейцы вскоре после открытия Америки Колумбом, и почти сразу же это растение стало распространяться по дорогам и тропинкам нового континента, сопровождая завоевателей. Американские индейцы оказались очень наблюдательными людьми и прозвали его «след белого человека».
А вот – ромашка. Она не очень похожа на те садовые цветы, которые растут у нас дома, она мелкая и невзрачная. Но именно эту дикую ромашку, а не ее садовую родственницу применяют как лекарство при разных воспалениях. Для этого ее заваривают как чай и пьют либо полощут рот, зубы, горло, прикладывают к ранам и ушибам.
У ромашки есть хорошо всем знакомый родственник – тысячелистник. Он назван так потому, что его листья состоят из многих очень маленьких листочков, хотя их, конечно, и не тысяча. Дети, сорвите, потрите и понюхайте лист или цветок у тысячелистника – вы ощутите сильный запах, так пахнет его эфирное масло. Применяют это растение так же, как и ромашку, но действие у тысячелистника сильнее.
Есть одно растение, похожее на
тысячелистник, только цветы у него не белые, а желтые – это пижма. Она даже
пахнет похоже, но вот лечиться ей
нужно очень осторожно, т.к. ее эфирное масло такое сильное, что убивает даже
глистов, поэтому ее и применяют, как глистогонное средство; в больших дозах
пижма может причинить вред и человеку, если он не посоветовался с врачом и
пытается лечиться сам.
А вот перед нами зверобой – одно из самых целебных растений. Само название его происходит от тюркского слова «джерабай», что означает «помогающий при ста болезнях». Но и русское слово «зверобой» имеет под собой основу, т.к. растение может вредить скоту на пастбищах. Зверобой не ядовит для животных с темной шерстью, но если его поест овца, коза или корова с белой шерстью, а потом долго будет находиться на солнце, она может погибнуть.
У нас это растение издавна почитают как целебное, а вот в Австралии он – злейший сорняк, засоряющий пастбища и мешающий пасти овец, которых в Австралии множество и все – белые. Кроме нашего зверобоя, есть и другие виды, некоторые растут высоко в горах, другие пришли к нам из дальних стран и выращиваются на клумбах ради крупных цветов(их вы могли видеть в центре Ставрополя), а в Индии есть зверобои-деревья с огромными, как тарелка, цветами.
Еще одно интересное и полезное растение – лопух или репейник. Вы все его хорошо знаете, особенно его цепкие плоды. С их помощью растение распространяется по белу свету и заселяет новые земли. На огородах лопух – сорняк, от него очень трудно избавиться, если уж он поселился у вас на участке. Но, тем не менее, это – очень полезное растение: его листья помогают при ушибах, из семян добывают масло, а корни просто можно есть. Во время Великой Отечественной войны, в блокадном Ленинграде, когда нечего было есть, лопух со своими толстыми и сочными корнями спас очень много жизней.
То же можно сказать и про одуванчик – это растение у нас считают сорняком, а вот во многих странах его молодые листочки едят, как салат – в них очень много витаминов и появляются они очень рано, когда других овощей еще нет. В Англии из цветочков одуванчика делают варенье и вино, а из жареных корней – заменитель кофе, который не оказывает вредного действия на сердце и очень полезен для печени.
А вот сразу несколько видов горца: горец птичий или спорыш – он так назван потому, что его очень любят разные птицы, воробьи, например, готовы пастись на нем целыми днями; горец «водяной перец» - у него такое название потому, что во-первых, он всегда растет у воды, а во-вторых, его свежие листья имеют жгучий вкус, как перец. Спорыш люди используют при болезнях почек, а «перец» - как кровоостанавливающее средство.
Теперь мы пойдем в нашу лесополосу и посмотрим на лекарственные деревья и кустарники. Вот – боярышник, он очень полезен при больном сердце, причем используются и плоды, и цветы. Вот – калина, вы все ее хорошо знаете, ее ягоды до самых морозов терпкие, а после становятся вкусными. Это растение – тоже хорошее кровоостанавливающее средство.
Дети, присмотритесь вокруг! Какие еще лекарственные растения вы видите и знаете? Расскажите о них.
Примечание. При рассказе могут использоваться и другие растения, здесь все зависит от времени года, хотя растения нами подбирались с тем расчетом, чтобы их можно было встретить всегда, с ранней весны до поздней осени. Очень хорошо после рассказа провести игру-викторину, кто знает больше лекарственных растений и может их показать.
3.2.Средняя возрастная группа (5-8 классы)
Экскурсия для данного контингента
учащихся рассчитана на 1.5 часа, этот срок позволяет пройти большую часть тропы,
включая станции №№ 5,6,7, наиболее интересные в биологическом и экологическом
отношении. Т.к. школьная программа этих классов включает изучение ботаники и
зоологии, необходимо сочетание рассказов во время экскурсии с пройденными в
последнее время темами, причем акцент делается именно на ботанические либо
зоологические объекты.
Далее мы приводим ряд тем по ботанике и зоологии, сопровождаемых списками
объектов, которые легко обнаружить по ходу тропы и которые являются хорошей
наглядной иллюстрацией пройденного материала.
Тема: «Типы листьев»
Формы листовых пластинок: округлая – осина, подорожник большой; эллиптическая – жимолость, дерен; продолговатая – ива, подорожник ланцетный; линейная – злаки, осоки; яйцевидная – тополь, сирень; обратнояйцевидная – ильм.
Формы основания листовых пластинок: сердцевидная – сирень, липа; копьевидная – вьюнок, повой; клиновидная – ива; округлая – жимолость.
Рассеченность листовых пластинок: пальчатолопастные – дикая мальва; пальчаторараздельные – герань, виды клена; пальчаторассеченные – некоторые лютики; перистолопастные – дуб, одуванчик; перистораздельные – маки; перисторассеченные – тысячелистник, валериана.
Сложные листья: тройчатые – клевер, люцерна; пальчатосложные – конский каштан, девичий виноград; непарноперистосложные – робиния лжеакация, эспарцеты; парноперистосложные – дикий горошек; дважды перистосложные – гледичия.
Листорасположение: очередное – герань, ива, Бобовые, большинство Сложноцветных; супротивное – жимолость, клены, валериана, Губоцветные; мутовчатое – подмаренники; в розетке – подорожники, одуванчик, коровяки.
Прилистники: мелкие, опадающие – яблоня, груша; крупные – Бобовые, шиповник; листовидные – чина; колючие – робиния, сросшиеся – конский каштан.
Метаморфозы листьев: усик – чина, вика; колючка – барбарисы; чешуя – почки деревьев; суккулентные листья – очиток; прицветники – молочаи, липа.
Гетерофиллия: лютик, Зонтичные, ворсянка.
Редукция листьев: повилика, заразиха (бесхлорофильные паразиты), хвощи.
Интересными объектами являются также: приросшие листья хвощей, цистерны из сросшихся листьев ворсянки, влагалища Зонтичных; для иллюстрации опушения листьев особо подходят лох, виды коровяка и Бурачниковых, их следует захватить с собой и рассмотреть под бинокуляром, столь же интересно рассматривать железки на листьях ясенца, шалфея и других Губоцветных.
Тема: «Цветок»
Венчик.
Актиноморфные цветки: Розоцветные, герань, лютик, ирис, клен.
Зигоморфные цветки: Бобовые, Орхидные, Губоцветные, фиалка.
Раздельнолепестные цветки: лютик, герань, клен, Розоцветные.
Спайнолепестные цветки: Орхидные, коровяк, Губоцветные, жимолость, валериана.
Безлепестные цветки: молочаи, ива, тополь.
Андроцей.
Спиральный андроцей: лютики, василистник, анемона.
Циклический андроцей: 3 тычинки – осока, большинство Злаков; 6 тычинок – купена, луки, ирис, крокус; 2 либо 4 тычинки – Губоцветные, большинство Норичниковых; 5 либо 10 тычинок – Зонтичные, клен, Сложноцветные, герань, Бобовые; много тычинок (кратно 5) – яблоня, слива, боярышник; много тычинок (в пучках) – зверобой; много тычинок (сросшихся в трубку) – мальва, алтей.
Гинецей.
Верхняя завязь: Бобовые, лютик, клен, герань, луки, молочаи.
Полунижняя завязь: яблоня, боярышник.
Нижняя завязь: Орхидные, Зонтичные, эхиноцистис, жимолость, колокольчики.
Обоеполые и однополые цветки.
Обоеполые: почти все растения.
Однополые однодомные: эхиноцистис, молочаи, кукуруза.
Однополые двудомные: крапива двудомная, хмель.
Тема: «Соцветие»
Одиночные цветки: пион, тюльпаны (произрастают на садовых участках).
Моноподиальные соцветия: кисть – черемуха, робиния, кипрей; метелка – мятлик, мужское соцветие кукурузы; колос – подорожник, тимофеевка; сложный колос – пырей, другие Злаки; початок – женское соцветие кукурузы; сережка – ива, тополь; щиток – боярышник, рябина, калина; зонтик – примула, луки, вишня; сложный зонтик – Зонтичные; головка – виды клевера; корзинка – Сложноцветные.
Симподиальные соцветия: дихазий (развилина) – звездчатка, гипсофила, другие Гвоздичные; извилина – репейник, лютики; завиток – синяк, окопник, другие Бурачниковые; плейохазий (ложный зонтик) – молочаи.
Смешанные соцветия: дихазии, собранные в кисть – сирень; корзинки, собранные в щиток – тысячелистник; циатии, собранные в плейохазий – молочаи.
Тема: «Насекомые»
Большое разнообразие насекомых, питающихся нектаром, можно наблюдать на цветах Зонтичных: борщевиках, сныти, амми и других. Здесь можно встретить многих представителей отрядов Перепончатокрылых, Двукрылых, Чешуекрылых и ряда других. Это связано с тем, что у этих растений нектар не спрятан в глубине цветка, а открыт и легко доступен насекомым с коротким хоботком. Особо полно представлены роды и виды ос и наездников, на примере которых можно познакомиться с насекомыми-паразитами, увидеть приспособления для откладки яиц в тело жертвы – яйцеклады различного строения и длины. Много здесь и различных мух, в том числе паразитических – тахин. Для знакомства со специализированными насекомыми-опылителями хороши различные Губоцветные, особенно виды шалфея, и Бобовые, где можно наблюдать виды пчел, в том числе одиночных, и шмелей. Бабочек проще заметить на Сложноцветных и скабиозе; часто удается увидеть и их личинок – гусениц, кормящихся на тех или иных растениях.
Из других отрядов насекомых часто можно встретить: Жуков (особенно в лесополосе), Клопов (в изобилии встречаются на плодах Зонтичных, а водомерки – у «Ручья»), Стрекоз (обычно у воды), Прямокрылых (саранчевых особенно много на полях, кузнечиков – на «Орхидной поляне» и «Разнотравье», у дач попадаются медведки и сверчки).
В саду и лесополосе мы можем найти скрытноживущих насекомых и следы их жизнедеятельности: различные галлы на листьях и плодах, повреждения, вызванные минирующими насекомыми, ходы короедов.
Из других тем по зоологии экологическая тропа может быть использована при изучении моллюсков (несколько видов улиток и слизней), червей (обычны дождевые черви, но, если применить специальные методики сбора и наблюдения, можно познакомить учащихся с нематодами и коловратками), земноводных, в том числе их размножения и ряда других групп животных.
3.3. Старшая возрастная группа (9-11 классы)
В случае старшеклассников экскурсия может быть более длительной и охватить весь маршрут экологической тропы, т.е. 2-2.5 часа. Акцент здесь должен делаться на изучение общей биологии и экологии, а также на самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, проявляющих интерес к этим наукам.
Объекты экологической тропы могут служить хорошей иллюстрацией к таким темам по общей биологии и экологии, как:
«Современная система растений» (грибы и лишайники, низшие растения – водоросли, высшие споровые: мхи, хвощи, высшие семенные: голосеменные и цветковые);
«Современная система животных» (простейшие, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые);
«Эмбриология. Развитие лягушки» (легко проследить на примере собранной в водоемах икры);
«Сезонные ритмы жизни организмов. Фенология»;
«Биоценозы» (на примере биоценозов леса, степи, луга, водоема, агробиоценозов поля, сада и огорода);
«Межвидовые взаимоотношения организмов» (симбиоз – Орхидные, муравьи и тли; комменсализм – лишайники, мхи, паразитизм – растения-паразиты, насекомые-паразиты; конкуренция – виды одной экологической ниши);
«Внутривидовые различия и дивергенция признаков» (на примере какого-либо рода, включающего на территории тропы ряд видов, один из которых является достаточно полиморфным, например – лютик);
«Абиотические факторы среды» (на примере полиморфного вида, встречающегося в разных условиях (амброзия, ширица, вероника и др.);
«Отрицательное воздействие человека на природу» (виды-пришельцы: амброзия, колорадский жук; влияние хозяйственной деятельности: вывал мусора, вырубка леса, строительство, выпас скота, пахота);
«Клетка. Микроскопическое строение растительной клетки» (могут использоваться самые различные объекты: водоросли, водные цветковые растения, интересны для наблюдения под микроскопом видоизмененные клетки: волоски, железки, проводящие и водозапасающие ткани, нектарники, споры и пыльца);
«Приспособления организмов к образу жизни» (паразитическому, водному, околоводному, в тенистых и засушливых местообитаниях, в лесу, синантропных видов);
«Метаморфозы. Гомологичные и аналогичные органы» (например, аналогичные органы – колючки: листового происхождения – барбарис, побегового – боярышник, гледичия, эпидермального – шиповник, ежевика, из прилистников – робиния; гомологичные органы – побеги: луковица лука, клубнелуковица крокуса, колючка гледичии, усик винограда (симподиальный) и эхиноцистиса (моноподиальный), корневище купены, кочан капусты, клубень ятрышника);
«Экологические группы и жизненные формы растений»(по отношению к влажности, освещенности, почве; по Раункиеру и Серебрякову – на примере растений лесополосы, степной и луговой зоны);
«Беспозвоночные животные» (простейшие, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие: ракообразные, паукообразные, многоножки, насекомые);
«Воздействие человека на природу» (на примере участков хозяйственной деятельности, загрязнения окружающей среды, бесконтрольного развития видов-пришельцев и т.д.);
«Экологическая сукцессия и развитие биоценоза» (на примере формирования сообществ на измененных человеком участках и заброшенных агробиоценозах).
Для самостоятельного выполнения учащимися исследовательских проектов следует выбирать темы, достаточно узкие, чтобы существовала реальная возможность полнее их осветить, актуальные для нашего региона и согласуясь с интересами и знаниями, как учащегося, так и педагога-руководителя. На основе тропы с ее разнообразными объектами могут быть выполнены работы по ботанике(систематика, морфология, экология растений, геоботаника), зоологии(зоология позвоночных и беспозвоночных животных, экология животных и этология), общей биологии и экологии (биоценология, влияние человека на природу, внутривидовая изменчивость организмов, приспособления к образу жизни и борьба за существование, фенология и сезонные изменения в природе, межвидовые взаимоотношения и т.д.).
3.4. Преподаватели биологии в школе и педагоги дополнительного образования
Экскурсии для преподавателей биологии в школах и педагогов дополнительного образования проводится в целях методической помощи по организации экскурсий с учащимися, уроков на природе, ознакомлению педагогов с возможными темами исследовательских проектов детей, занимающихся в кружках эколого-биологической направленности, принципами ведения наблюдений над природными объектами и оформления их результатов. Все эти вопросы достаточно полно освещены в соответствующей литературе и являются темами проводимых СЮН семинаров, однако возможность наглядного ознакомления с ними на примере живых природных объектов экологической тропы является особо ценной. Общая продолжительность экскурсии в этом случае может достигать 2-2.5 часов и охватывать весь маршрут экологической тропы либо ряд наиболее интересных станций.
В начале необходимо четко определиться с целью и задачами, которые преследует исследовательская работа, не следует ставить слишком широких тем, которые невозможно раскрыть достаточно полно за короткий промежуток времени. Необходимо правильно выбрать объекты исследования, например, изучение только представителей семейства Орхидных (Orchidaceae), хотя и интересно само по себе, но может вестись только весной (апрель-май), т.к. эти типичные геофиты-эфемероиды остальное время находятся на покое и труднодоступны для наблюдений. Следует соизмерять поставленные задачи со своими реальными возможностями, например, работы по физиологии, загрязнению среды различными ксенобиотиками, требующие проведения сложных лабораторных измерений и анализов также вряд ли могут проводиться успешно на базе школ. Оптимальными областями для проведения исследований и выполнения учащимися проектов могут являться такие дисциплины, как экология растений и животных, экология сообществ, геоботаника, ботаника и энтомология и ряд других.
Разберем возможность проведения исследовательской работы в области геоботаники и экологии растений на примере одной из станций. Здесь могут использоваться любые станции с их биоценозами, однако предпочтительнее и интереснее изучить растительное сообщество на участке, менее затронутым деятельностью человека и с достаточным видовым разнообразием, например на станциях «Орхидная поляна» или «Разнотравье».
Для начала необходимо по возможности полно охарактеризовать участок, где проводится исследовательская работа, т.е. дать его географическую, климатическую, эдафическую и экологическую характеристики. Это можно сделать во время осеннего выхода на природу, т.е. в начале учебного года, сразу после определения темы, постановки цели и задач исследования. Вторым этапом работы будет составление плана исследования, где необходимо учесть фенологические особенности участка и изучаемых объектов, постараться полнее изучить литературные источники, что можно делать и зимой.
Практический этап исследования должен начинаться по возможности раньше весной, как только позволит погода. При проведении геоботанической съемки местности необходимо выбрать на изучаемой территории несколько участков (при изучении древесных растений обычно 10 х 10 м; травянистых – 2 х 2 м). Участки необходимо пометить, чтобы и в дальнейшем съемка и фенологические наблюдения проводились именно на них. При себе обязательно необходимо иметь блокнот для записей и гербарную папку для образцов, т.к. далеко не все виды удастся определить сразу. При описании участка начинать лучше с видов-эдификаторов растительного покрова, переходя затем к более редко встречающимся, а в последнюю очередь – к единичным видам.