МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

"СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ"

НАША БИБЛИОТЕКА 

 

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» - районный центр экологического образования и воспитания школьников. Станция юных натуралистов  организует  и осуществляет учебно-воспитательную, натуралистическую, опытническую и природоохранную работу с учащимися школ города Михайловска и Шпаковского района. 

Основной целью учреждения является  обеспечение необходимых условий для личностного развития, формирования у детей общей экологической культуры и  глубокого интереса к природе родного края; развитие навыков  опытнической и исследовательской деятельности.

Количество обучающихся по образовательным ступеням в 2010-2011 учебный год

1 ступень –204  человека – «Экология для малышей» - дошкольники (5 – 7  лет);

2 ступень –196 человек – «Экологический букварь» - младшие школьники (7– 11лет);

3 ступень – 493 человек –  «Клуб друзей природы» - средние школьники (11 – 14 лет);

4 ступень – 89 человек – «Клуб юных исследователей природы» (14 – 17 лет).

 

 

При анализе данных  контингента воспитанников большой процент посещаемости  приходится на обучающихся среднего звена (50 %). Именно в этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к исследовательской деятельности, к изучению биологических наук. Занимаясь в эколого-биологических объединениях на станции юных натуралистов, дети получают расширенное представление о данных дисциплинах. Это те дети, которые с раннего возраста являлись воспитанниками объединений станции юных натуралистов.

Посещаемость объединений обучающимися младшего школьного и дошкольного возраста составляют 41 %. На этой ступени спецификой экологического образования и воспитания являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, общение с животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Все это – маленький  шажок на их пути к экологической культуре и формированию   личности.

Охват старших школьников составляет  9 %. Обучающиеся  этой ступени занимаются  в основном исследовательской деятельностью, где они проявляют непростой интерес к природе,  и им необходимы  знания, систематические наблюдения и  умение делать выводы. Все это они воплощают в исследовательские работы, с которыми  юннаты принимают участие в районных, краевых и всероссийских конкурсах юных исследователей окружающей среды и олимпиадах по экологии.

Методическая работа на станции юных натуралистов – это часть системы непрерывного образования педагогов разного уровня, обмен опытом между членами педагогического коллектива, основной вид образовательной деятельности учреждения. Основные направления, содержания и формы методической работы определяет педагогический совет, а методический совет – координационный центр методической работы и рабочий орган педагогического совета. Методический совет состоит из директора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, методистов и педагогов. (Положение о методическом совете СЮН)

Методический совет станции юных натуралистов разрабатывает  программу семинаров, индивидуальных консультаций и занятий с педагогами по отдельным вопросам. На Методическом Совете рассматриваются дополнительные образовательные  программы, учебно-тематические планы педагогов. Анализ их,  показывает, что они  компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового эколого-биологического компонента образования. Программы предусматривают индивидуальные формы работы с обучающимися, проведение исследований, решение экологических задач, проведение сезонных экологических практикумов.

Приоритетной задачей в работе методического совета и всего педагогического коллектива является практико-ориентированная, исследовательская деятельность детей. Обучающиеся всех возрастов ориентированы на занятия исследовательской деятельностью в области естествознания.

С целью развития исследовательских способностей и научного мышления обучающихся, формирования навыков выполнения исследовательских работ, практического закрепления изучаемого материала, поддержания познавательного интереса к природе.  на базе СЮН в 2006 году создано научное исследовательское общество  «Горицвет».

Для проведения исследований, помимо знаний  литературы,  член нашего общества  овладевает навыками исследовательской деятельности, учится работать с определителями,  старается знать, что называется «в лицо» многие виды растений и животных. В начале обучающийся подробно знакомится  с методиками исследования объектов живой и неживой природы, изучает представителей местной флоры и фауны.

Руководители проектов – педагоги дополнительного образования на местах. Их задача выявить уровень биологических знаний обучающихся, его основные интересы. Методисты СЮН помогают  выбрать методику, с помощью которой обучающийся может сам ответить на возникшие вопросы в ходе работы,  выдвинуть гипотезу, составить план исследования, подобрать литературу по данной проблеме.  На первом этапе выполнения исследовательской работы обучающихся, следуя указаниям педагогов, учится выполнять исследование по образцу. Так он получает знания о методах сбора информации, способах обработки данных,  учится делать выводы. В итоге на основании собственных результатов ребенок выявляет некоторые  закономерности в природе. При обсуждении результатов педагоги делают акцент на тех вопросах, которые остаются еще невыясненными. Работа продолжается на следующий  год. Проведение детьми многолетних исследований позволяет более полно ответить на вопросы, проанализировать межгодовые изменения исследуемых показателей и выявить их причины.

С целью развития и поддержки  научных исследований, обмена опытом работы по изучению экологических проблем родного края в задачи методического совета входит организация районного этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды. Обучающиеся СЮН и учащиеся образовательных учреждений района представляют исследовательские проекты по состоянию и охране окружающей среды, водных и земельных ресурсов, животного и растительного мира, здоровья населения. Жюри  на конкурсе всегда независимое. Для этого приглашаются методисты Краевого центра экологии, туризма и краеведения, районного методического кабинета, специалисты отдела муниципального хозяйства администрации Шпаковского муниципального района, сотрудники исторического краеведческого музея г.Михайловска, педагогические работники учреждений дополнительного образования района. С каждым годом растет уровень   выполнения исследовательских работ обучающимися СЮН и учащимися школ района, использование ими в ходе исследования современных методов, новейшей литературы, широкое применение мультмедийных технологий для демонстрации своих докладов. Многие из победителей  районной конференции принимают участие в различных краевых и Всероссийских конкурсах и олимпиадах. Занимаясь исследовательской деятельностью, школьники овладевают методологией научного исследования, общими приемами выполнения и оформления научной работы. Эти знания нужны всем, кто продолжает обучение в ВУЗе в независимости от избранной специальности.

Районная олимпиада по экологии среди учащихся 9-11 классов, проводимая ежегодно станцией юных натуралистов, помогает  систематизировать и закреплять основные понятия предмета экологии, показать необходимость экологических знаний для жизни человека, а также реализовать творческие и интеллектуальные возможности школьников.

Вопросы экологического образования получили свое развитие в ученических производственных бригадах, которые стали базой трудового и профессионального обучения, важнейшей формой подготовки школьников к труду в сельском хозяйстве.       В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края  с 1998 года в Шпаковском районе успешно реализуется программа по возрождению ученических производственных бригад. Сейчас  в районе действуют 5 ученических производственных бригад средних школ.    Ежегодно с целью обобщения опыта трудового обучения и воспитания, привлечения школьников к процессу сельскохозяйственного производства в районе проводятся   конкурсы профессионального мастерства  в рамках   слета ученических производственных бригад и трудовых объединений школьников. Станция юных натуралистов активно участвует в подготовке слета: организация конкурсов, подготовка сценария, проведение консультаций для участников конкурсов.

С целью воспитания  экологической культуры у учащихся, обеспечения их трудом и отдыхом на территории  образовательных  учреждений  ежегодно проводится районный смотр-конкурс школьных дворов и учебно-опытных участков. Станция юных натуралистов координирует  работу   образовательных учреждений по   благоустройству  и  озеленению    школьных дворов.  Школы стали уделять больше внимания оформлению внутреннего интерьера: фойе, рекреаций, кабинетов. Этому  способствует  районный конкурс «Фитодизайн школьного кабинета», положения  которого  были разработаны методической службой учреждения,  поскольку мы хотели обратить особое внимание на экологию образовательного пространства учебных и рекреационных помещений средних, начальных школ и учреждений дополнительного образования нашего района.

 Ежегодно, в период с марта по июнь, в образовательных учреждениях района в рамках Дней защиты от экологической опасности проводятся мероприятия, посвященные Всемирному Дню воды, Дню Земли, Дню птиц, конкурсы, викторины, КВН, лекции, беседы, экологические десанты. В эти дни  школьники участвуют в различных  краевых акциях.   Методический совет учреждения участвует в разработке  плана районных мероприятий, проводимых в рамках Общероссийских Дней Защиты от экологической опасности, так же ежегодно готовит отчет о проведении данных мероприятий в районе.

Проблемы экологического образования, а также его положительные результаты  систематически освещаются в средствах массовой информации: районной газете «Наша жизнь», городской газете «Михайловские вести», краевой детской экологической газете «Зеленый портфель».

С 2003 года с целью  непрерывного   экологического  образования и воспитания  детей и правильной организации их отдыха,  на базе  станции юных натуралистов функционирует экологический  лагерь «Березка». На заседаниях Методического совета планируется работа в лагере: организация игр, конкурсов,  праздников, соревнований, экскурсий, трудовых экологических десантов. В Краевом конкурсе по организации и проведению профильных смен в лагерях с дневным пребыванием детей в 2006 году   станция юных натуралистов награждена Дипломом 1 степени.

В целом, результаты методической работы  на станции юных натуралистов можно рассматривать только в связи с изменениями, динамикой итоговых результатов всего педагогического  процесса в учреждении, то есть с уровнем образованности, воспитанности и развития детей, с положительными результатами в этих показателях. Основные достижения обучающихся станции юных натуралистов в экологических конкурсах, олимпиадах, выставках краевого и Всероссийского уровней представлены в таблицах  «Итоги участия МКОУ ДОД «Станция юных натуралистов» в краевых и во Всероссийских мероприятиях за 2009-2012 годы.

см.:

 

Материал подготовлен И.Н.Жировой, методистом МКОУ ДОД СЮН

 

читать дальше

 

 

Форум нашей станции

 

 

Hosted by uCoz