МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ"
На основании письма отдела образования администрации Шпаковского муниципального района от 7 февраля 2012 года №228/01-9 «О проведении районного семинара «Экологическое и трудовое воспитание - 2012», в целях совершенствования системы экологического и трудового воспитания и обучения школьников, дальнейшего развития деятельности ученических производственных бригад и трудовых объединений школьников, совершенствования работы по комплексному благоустройству школьных территорий, распространению положительного опыта работы по эффективному использованию возможностей учебно-опытного участка на территории образовательных учреждений района 16 марта 2012 года на базе МКОУ ДОД "Станция юных натуралистов" прошел районный семинар. Его участниками были: ведущий специалист отдела образования Е. Н. Ковешникова; руководители УПБ и ТОШ средних школ Шпаковского муниципального района; заведующие учебно-опытными участками; ответственные за организацию работы по благоустройству территории школьного двора и педагогические работники станции юных натуралистов.
Согласно программе семинара были освещены и обсуждены следующие вопросы:
Сидоренко С.В., и.о. директора станции юных натуралистов: Вступительное слово и "Итоги участия в краевой олимпиаде УПБ-2012".
Талалаев Г.В., методист станции юных натуралистов: "Вопросы организации и проведения районного слета ученических производственных бригад и трудовых объединений школьников".
Жирова И.Н., методист станции юных натуралистов: "Совершенствование работы по благоустройству территорий образовательных учреждений района".
Разное…
*************************************************************
Сидоренко С.В., и.о. директора МКОУ ДОД СЮН
Тема нашего семинара «Экологическое и трудовое воспитание -2012»
В весеннее-летний период у нас пройдет ряд мероприятий, которые как раз и направлены на решение вопросов экологического и трудового воспитания и образования детей. Трудовое воспитание является неотъемлемой частью экологического образования и воспитания и может быть представлено практической деятельностью детей, направленной на охрану природы родного края. Только в трудовой деятельности возможно воспитание ответственного отношения подростка к природной среде, поскольку ответственное отношение и поведение связаны не только с системой определенных знаний, но и системой умений и навыков. Очень важна целостная система развития практических умений экологической направленности, базирующихся на знании предмета.
Хотелось бы напомнить о мероприятиях, которые относятся к теме нашего семинара. Все они проходят в соответствии с приказами и письмами министерства образования Ставропольского края:
1. Краевая акция «Каждой пичужке – кормушка», информацию о ходе акции необходимо предоставить до 26 марта 2012 года;
2. Краевой этап всероссийской акции «Летопись добрых дел по сохранению природы», конкурсные работы и анкеты – заявки принимаются до 1 августа 2012 года;
3. Районный (заочный) конкурс проектов «Фитодизайн в школьной среде», конкурсные работы принимаются до 30 апреля 2012 года.
4. Ежегодная краевая экологическая акция «Сохраним природу Ставрополья»; проводится в 2 этапа:
1 этап – с 1 марта по 31 мая 2012 года
2 этап – с 1 июня по 31 октября 2012 года; предоставить информацию и фотоотчет по проведению акции поэтапно.
5. Краевой конкурс «Земля в наследство», посвященный 60-летию юннатского движения в Ставропольском крае; конкурсные работы направить до 15 апреля 2012 года.
6. Районный слет УПБ и трудовых объединений школьников – 27 апреля 2012 года в средней школе №3 г.Михайловска; заявки на участие в слете до 13 апреля 2012 года.
7. Районный смотр-конкурс школьных дворов и УОУ; проводится с 7 мая по 28 сентября 2012 года в два этапа: 1 этап (заочный) – объезд школ с 7 мая по 14 сентября, 2 этап (очный) – защита работы по благоустройству школьной территории с 26 сентября по 28 сентября 2012 года.
Все результаты данных конкурсов, акций и смотров публикуются в ежегодном статистическом сборнике.
Теперь остановимся подробнее на некоторых наиболее значимых мероприятиях.
10 марта 2012 года прошла III Олимпиада УПБ, организованная Ставропольским Аграрным Университетом, в которой приняли участие 57 учащихся 11 классов Шпаковского района. Результаты Олимпиады опубликованы на сайте СГАУ, с результатами участия школьников нашего района можно ознакомиться здесь.
Районный слет УПБ и трудовых объединений школьников состоится 27 апреля 2012 года на базе средней школе №3 г.Михайловска.
Вот уже на протяжении 3 лет команда школьников, представляющая Шпаковский район на краевом слете УПБ, не входит в число призеров слета. Поэтому в этом году было принято решение провести конкурсы профессионального мастерства, которые проходят в рамках слета, в форме тестов в соответствии с краевыми конкурсами.
******************************************************************
Талалаев Г.В., методист СЮН
Вопросы подготовки к конкурсам
профессионального мастерства
районного слета УПБ и ТОШ
Учитывая тот факт, что, во-первых, конкурсы профессионального мастерства на Краевом слете УПБ проводятся в форме тестирования (в то время, как на нашем районном слете тестирование до настоящего времени не проводилось, и оценка участников осуществлялась по билетной системе) и, во-вторых, именно тестирование позволяет свести к минимуму влияние комплекса субъективных факторов на результат оценки, мы приняли решение, начиная с текущего, 2012 года, первую (теоретическую) часть конкурсов проф. мастерства проводить также в виде тестирования.
В ближайшее время членами жюри конкурсов - сотрудниками станции юных натуралистов, будут разработаны тестовые задания для всех конкурсов слета. Мы в своей работе будем исходить из рекомендаций сотрудников Краевого центра экологии, туризма и краеведения, а именно: тесты будут аналогичны тестовым заданиям Олимпиады УПБ, проводимой СГАУ.
В тестах Краевой Олимпиады УПБ и Краевого слета УПБ принята не совсем ясная балльная шкала: так, конкурс юных бригадиров оценивается 50 х 50 баллов; рационализаторов - 30 х 40; лесоводов - 31 х 35, экологов - 25 х 50 и т.д. Мы приняли решение упростить эту методику: все тестовые задания будут включать равное количество вопросов, все они будут закрытыми. В конкурсах экологов и бригадиров, где первостепенное значение имеет доклад исследовательской работы или бизнес-плана, сопровождаемый презентацией, сумма баллов за тестирование будет составлять определенный процент от общей суммы баллов.
Все практические задания конкурсов проф. мастерства полностью сохраняются, также как и право жюри задавать дополнительные вопросы, что оценивается отдельно.
Для подготовки участников слета уже сейчас можно пользоваться методическими рекомендациями, предложенными СГАУ для подготовки к 3ей Олимпиаде УПБ (и размещенные на сайте СГАУ), прошедшей 10 марта текущего года. Во всех рекомендациях приводится также список литературы для подготовки конкурсантов. Мы считаем, что этот список не совсем полный, поэтому всем Вам был роздан соответствующий список литературы, подготовленный СЮН. Объем литературы там довольно велик, но даже небольшая ее часть при тщательном изучении позволит неплохо подготовиться к конкурсу проф. мастерства.
Помимо прочего, в методических рекомендациях приводятся и разбираются наиболее характерные ошибки участников краевого слета, на которых я позволю себе остановиться несколько подробнее.
Конкурсы бригадиров и экологов включают в себя, как наиболее важную часть, презентацию защиты бизнес-плана либо, соответственно, экологического проекта. Ошибками здесь является:
чрезмерная длительность выступления, тогда как на краевом этапе необходимо уложиться в регламент (3-5 мин, не более 10 слайдов);
не знание теоретического материала (нормативно-правовые документы, законы и т.д.; основы экологии, как науки, литературы и т.д.);
неумение вычленить свою часть проделанной работы;
идет пересказ содержания слайдов, тогда как слайды должны лишь иллюстрировать сказанное;
слишком большая вводная часть. Например, бригадир начинает пересказывать Устав, историю своей бригады; эколог читает стихи или цитирует классиков.
Столь же важным представляется знание законодательства, в частности патентного, в конкурсе юных рационализаторов и изобретателей.
Все конкурсы обязательно включают в себя практическую часть:
юные пахари - вспашка,
юные экологи - защита исследования или экологического проекта;
юные бригадиры - защита бизнес-плана и анализ работы УПБ за последние 3-5 лет;
юные лесоводы - работа с инструментами (мерная вилка, оптический высотометр, буссоль, компас и т.п.);
юные лесоводы, полеводы, овощеводы, садоводы, кроме того, должны определить образец (гербарный, живое растение, коллекция семян и плодов и т.п.) и дать полное описание его эколого-биологических и хозяйственных особенностей;
юные садоводы и юные лесоводы - уметь произвести посадку саженца с закрытой и открытой корневыми системами, знать технику посева и черенкования;
юные садоводы - уметь провести обрезку и прививку плодовых культур;
юные лесоводы, полеводы, овощеводы, садоводы - знать особенности применения удобрений, уметь определить минеральное удобрение, решить задачу на его применение;
юные животноводы - определение кормов по образцам, их характеристика;
юные операторы машинного доения - разборка-сборка доильного аппарата.
*****************************************************
Жирова И.Н., методист СЮН
Совершенствование работы по благоустройству территорий образовательных учреждений района и подготовка к районному смотру-конкурсу школьных дворов и учебно-опытных участков
Районный смотр-конкурс школьных дворов и УОУ; проводится с 7 мая по 28 сентября 2012 года в два этапа:
1 этап (заочный) – объезд школ с 7 мая по 14 сентября,
2 этап (очный) – защита работы по благоустройству школьной территории с 26 сентября по 28 сентября 2012 года.
В прошлом учебном году краевого этапа смотра-конкурса школьных дворов и учебно-опытных участков не было, но у нас в районе конкурс состоялся.
Результаты:
в номинации «Лучший школьный двор-2011»:
1 место – средняя школа №13 с.Надежда;
2 место – лицей №2 г.Михайловск;
3 место – средняя школа №30 г.Михайловск.
в номинации «Учебно-опытный участок-2011»:
1 место – средняя школа №6 с.Пелагиада;
2 место – средняя школа №10 п.Цимлянский
3 место – средняя школа №12 с.Татарка
Об изменениях, произошедших на школьных территориях, о проблемах организации работы по благоустройству школьного двора мы говорили на очном туре районного смотра-конкурса.
Хотелось бы еще раз уточнить некоторые моменты, по которым возникают вопросы и неясности.
1. В соответствии с критериями оценки школьных дворов и учебно-опытных участков максимальные оценки можно получить за заочный тур, очный тур оценивается в 10 баллов. Главное, конечно, реальная работа, состояние зон двора.
2. В положении о районном смотре-конкурсе школьных дворов этого года сказано, что защита работы по благоустройству школьной территории должна строится на представлении нового, созданного на школьном дворе. Защита должна проходить в форме презентации, где поставлены цель и задачи, представлены этапы работы над проектом, результаты. (Как районный конкурс проектов «Фитодизайн в школьной среде»)
3. Номинация «Учебно-опытный участок»: Изложение материала заведующим учебно-опытным участком об используемых методиках, темах и результатах опытнической и экспериментальной работы, описание одного из опытов.
Очень хотелось бы, чтобы школьные дворы стали важными объектами для городских и сельских администраций, так как архитектурно-планировочное решение их территорий «работает» на формирование облика города, села, поселка, становясь декоративными садами с набором уютных площадок отдыха и прогулочным маршрутом движения, с соответствующим оборудованием и малыми архитектурными формами.
Очень хотелось бы чтобы наш
смотр-конкурс стал логическим продолжением деятельности многофункциональной
практической лаборатории по теме «Благоустройство и озеленение территорий
образовательных учреждений города Ставрополя» получившей старт еще в 2009 году.
А годом ранее управлением образования был организован социально-деятельностный
проект по благоустройству и озеленению территорий школ и детских садов краевого
центра.
|
|
|
|