МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ"
Введение
Методическая работа на станции юных натуралистов направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также свойств и качеств личности. Сейчас необходимо освоение нового содержания, новых форм и методов, поиска эффективных путей обучения и воспитания, а значит остро стоит вопрос о компетентности педагогов станции, поэтому одной из основных задач методической службы является создание условий для профессионального роста педагога.
Цель методической работы: совершенствование содержания дополнительного эколого-биологического образования и воспитания, реализуемого в МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» посредством развития профессионально-педагогической компетентности педагогов.
Для работы с педагогами, имеющими большой опыт работы: создание условий для активной исследовательской и наставнической деятельности. Цель по отношению к начинающим и малоопытным педагогам: помощь в становлении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педагогических знаний.
Задачи:
1. анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении;
2. предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания;
3. выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении. Обобщение и распространение передового педагогического опыта;
4. прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогов, осуществление непрерывной связи с Краевым центром экологии, туризма и краеведения; с дополнительными образовательными учреждениями района;
5. оказание поддержки педагогам в инновационной деятельности, организации и проведении опытнической, исследовательской работы, разработке дополнительных образовательных программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке работников к аттестации.
Методическая тема
Задача: создание условий для профессионального роста педагога (освоение нового содержания, новых форм и методов, поиск эффективных путей обучения и воспитания).
Формы организации методической работы: работа над единой методической темой; семинары; индивидуальные, групповые консультации; методические совещания в отделах; открытые занятия; конкурсы педагогического мастерства; портфолио педагога.
Семинары: это активная форма пополнения теоретических знаний педагогов, позволяющая совершенствовать уровень педагогической компетентности.
В течение учебного года проводится семинары по следующим направлениям:
организация образовательного процесса, тема: «Повышение качества воспитательно-образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей»;
организация воспитательного процесса, тема: «Организация и проведение экологических игр, праздников в детских объединениях в рамках Дней защиты от экологической опасности»», «Воспитание экологической культуры в детских объединениях эколого-биологической направленности»;
организация исследовательской деятельности обучающихся, тема: «Методика и организация исследований в природе», «Организация исследовательской деятельности обучающихся в системе дополнительного образования эколого-биологического профиля»;
внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс, тема: «Применение оздоровительных методик в воспитательно-образовательном процессе»;
прикладная деятельность в творческих объединениях эколого-биологической направленности, например «Рождественский букет», «Цветы для мамы» и др.
Индивидуальные и групповые консультации по следующим темам:
1. Создание методических материалов;
2. Подготовка и проведение занятий в детских творческих объединениях;
3. Самоанализ занятий;
4. Создание дидактических материалов;
5. Создание дополнительных образовательных программ;
6. Создание портфолио педагога;
7. Использование минуток здоровья, подвижных перемен, общеукрепляющих комплексов физических упражнений на занятиях в творческих объединениях;
8. Организация исследовательской деятельности обучающихся в детских творческих объединениях. Оформление детских исследовательских работ;
9. Подготовка к конкурсам эколого-биологического направления различных уровней
10. Подготовка педагогов к аттестации, помощь в оформлении документов
11. Документирование истории юннатского движения города
12. Организация воспитательной работы в творческих объединениях
13. Школа педагога-эколога:
рациональное природопользование;
особо охраняемые Ставропольского края;
экология района;
Красная книга Ставропольского края;
14. Подготовка выставки «Осенний калейдоскоп», ко Дню защиты детей и др.;
15. Подготовка к конкурсам.
Подготовка материалов для сменного информационного стенда «В помощь педагогу»: «Формы проведения учебных занятий», «Формы воспитательной работы с детским коллективом», «Основные этапы учебного занятия», «Конструирование цели и задач занятия».
Проведение открытых занятий и мероприятий
Цель: повышения профессионального мастерства и для распространения передового педагогического опыта.
Педагогические работники станции, в соответствии с профессиональным уровнем привлекаются на протяжении нескольких лет в качестве членов жюри на районном слете ученических производственных бригад (конкурсы профессионального мастерства), на районную туристско-краеведческую конференцию движения «Отечество», для оценки конкурсных материалов на районной выставке, посвященной Дню защиты детей.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Технология организации исследовательской деятельности, формирование навыков выполнения исследовательских работ, профессиональная ориентация обучающихся».
Основные задачи методической работы:
· организация в учреждении информационно-методического отдела с целью совершенствования методической работы станции юных натуралистов, как районного центра экологического образования и воспитания школьников;
· оказание информационно-методической помощи педагогам дополнительного образования и учителям биологии, экологии общеобразовательных школ района по организации учебно-воспитательной работы в области охраны природы;
· координация деятельности образовательных учреждений района по организации опытнической работы на учебно-опытных участках и осуществление методической помощи по планированию участков и их эстетическому оформлению;
· организация работы с целью совершенствования учебно-исследовательской и творческой деятельности в области охраны окружающей среды.
Материал подготовлен И.Н.Жировой, методистом МКОУ ДОД СЮН