СКРИПКИНА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

учитель биологии

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

"Средняя общеобразовательная школа №1" город Михайловск

Шпаковский муниципальный район Ставропольский край

 

 

Мои уроки

 

 

Учебное занятие по биологии 11 класс

 

Общие свойства систем 
природы и общества

 

Тип занятия: Систематизация и обобщения знаний и умений.

 

Цель: Формировать у учащихся мировоззренческие взгляды о единстве  процессов происходящих в живой, неживой природе и обществе.

 

Задачи:

1. Развивать умения   учащихся на основе анализа и  сравнения   выделять общие признаки различных систем природы. 

2. Продолжать развивать научное мышление учащихся через   установление   причинно-следственных связей процессов, происходящих в природе и обществе.

3. Воспитывать бережное отношение к себе и окружающей среде.

 

Ведущие методы и приемы обучения: выстраивание ассоциационного ряда; работа с кластерами; сопоставление, анализ, сравнение; создание атмосферы сотворчества; моделирование.

 

Формы работы: работа в динамичных группах, индивидуальная и фронтальная работа.

 

Ход занятия.

  1. Организация класса.

  2. Актуализация знаний и обобщение имеющихся у учащихся знаний о системах.

 

Этап вызова.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о процессах, которые одинаково  происходят в живой и неживой природе, а также в обществе.

Внимательно посмотрите на рисунки и фотографии, изображенные на слайде и попробуйте объяснить, что объединяет эти предметы между собой?  (метод ассоциации)

 

 На слайде изображены солнечная система, клетка, организм животного, человека, экосистема леса, часы.

 

 

 

На рисунках изображены системы живой и неживой природы разного уровня сложности.

Все  системы  представляют собой некое целое образование, в котором все компоненты (элементы) взаимосвязаны между собой

 

Постановка учебной цели:  Выявить общие свойства , которые свойственны всем системам.

Учитель: На какие сферы (группы) можно разделить данные системы?

 

Неживая природа                             Общество                            Живая природа                    

Учитель: Мы с вами знаем, что по степени сложности все системы делятся на уровни.

1.   Назовите уровни организации живой природы.

2.   Перечислите уровни неживой природы

  1. Какова структура общества

Учитель: Все системы можно расположить в виде схемы.

 

Неживая природа                          Живая природа                      Общество

Элементарные частицы                       Клетка                     Индивид (личность)

Ядро                                                      Ткань                                Семья       

Атомы                                                   Органы                         Коллективы

Молекулы                                             Организм                Социальные группы

Мегауровень                                         Популяция                   Государство

Метауровень                                         Экосистема                  Человечество

                                                                Биосфера   

Учитель: Китайская философия, одна из самых древних, создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Одна из школ даосизм определяет человеку срединное положение в мире.

Даосизм

                                        Природа              Человек           Космос

 

Объясните правомерность данного утверждения.

 

  1. Обобщение и систематизация знаний. Этап осмысления.

Учитель: Мы с вами увидели, что все системы развивались от простого к сложному. Каждая последующая система  является надсистемой, которая включает в себя предыдущие системы.

А нет ли еще, каких - то общих свойств в организации систем?

Задание для самостоятельной работы в группах.  Пользуясь  данной схемой, запишите на чистых  листах бумаги, какие еще общие свойства характерны всем  системам.  Результаты работы  вы должны уметь обосновать. (метод кластеров)

 Учащиеся вывешивают результаты своей работы на доске с комментариями. (метод кластеров)

 

На основе анализа работы в группах  и записей на листах один ученик делает обобщающий вывод об общих свойствах систем.

1.      Открытость

2.      Динамичность (саморазвитие т.е переход количества в качество)

3.      Самовоспроизведение (энергия, материя (вещество), информация, гомеостаз, энтропия)

   4.  Иерархичность

     1.   Открытость.

Связь любой   системы с окружающим миром. Обмен веществом и энергией.

  1. Динамичность  - развитие

 Учитель: На каком уровне в неживой природе происходит резкий скачок и  переход  количества в качество, подтверждая динамичность системы? 

      В  природе первоначально копится количество, а затем переходит в качество, т.е происходит скачок, который позволяет перейти на новую ступень, которая будет более сложнее по уровню, содержанию и насыщенности информации. В неживой природе  появление органических веществ,  дало толчок к появлению клетки.  В живой природе происходит переход от  организма  к  человеку. Но стать человеком человек  может только в обществе себе подобных, где происходит его социализация через воспитание, обучение и другие информационные системы.

    Учитель:  Назовите уровни, на которых происходят эволюционные процессы?

 В неживой природе они начинаются на уровне молекул, в живой природе – на популяционно-видовом  уровне,   в обществе на уровне социальных групп (эволюция или революция)

 

     3.    Самовоспроизведение. 

     Маркс выделил зерно диалектики: зерно – росток – колос

 Колос – это обращение зернышка,  одновременно колос  является продолжением зернышка

Ребенок – обращение родителей, однако генетически унаследует некую информацию родителей.

    Все системы носители информации и информация изменяется под действием факторов среды.

 

Тогда встает вопрос:

Что является носителем информации в тех сферах, которые вечны, неизменны, для которых необходимо только вещество (материя)

Это   элементарные частицы.     

   4. Применение знаний и умений в новой ситуации.  (составление модели)      

Учитель:   Мы с вами увидели, во всех системе происходят одни и те же процессы. И это мы попытаемся проследить на примере экосистем.

  1. Что мы называем экосистемой?

Это любое сообщество живых существ вместе с физической средой обитания, функционирующее как единое целое.

 Приведите примеры экосистем.  (лес, поле, луг, море, озеро)

      2.  На примере любой экосистемы  составьте модель  экосистемы, учитывая свойства систем:

- Открытость

- Динамичность

- Самовоспроизведение

Работа в группах. Каждая группа составляет свою модель с последующей защитой.

Учитель: Мы  с вами рассмотрели только некоторые свойства экосистем, позволяющие увидеть единство всей природы, неотъемлемой частью которой является человек.

Задание: Сравните между собой такие системы как микроскоп, компьютер и лес.

 

Проследите, как изменяется целостность этих систем под действием различных факторов? Что может быть причиной нарушения целостности системы.

- микроскоп - отсутствие одной детали нарушает работу системы

- компьютер – при нарушениях в системе происходит постепенное угасание системы (голубой экран, зависание компьютера, не отвечают отдельные программы)

- лес – еще более медленное угасание системы, которое может происходить несколько лет т.к.  лес как система на много сложнее предыдущих . 

5.   Домашнее задание.

А какие факторы могут вызвать нарушения такой системы как человек?

 

 

6.     Рефлексия.

Учащиеся заполняют оценочный лист, в котором нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по направлениям. (учащиеся регулярно на уроках заполняют оценочные листы, поэтому нет необходимости им об этом напоминать каждый урок)

 

«Для меня сегодняшний урок ….»

 

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3. безразлично

3. помогал другим

3. не понял

 

 

 

 

 

 

 

 

Немного о себе

Мой педагогический опыт

Мои ученики

Дополнительное образование и внеклассная работа

 

                                                                                                                                                   

 



Hosted by uCoz