СКРИПКИНА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

учитель биологии

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

"Средняя общеобразовательная школа №1" город Михайловск

Шпаковский муниципальный район  Ставропольский край

 

 

Мой педагогический опыт

 

Развитие познавательного интереса
через организацию
исследовательской деятельности
учащихся

 

 

ПИШЕМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ

(опыт работы)

                                              

...Дети требуют деятельности беспрестанно

и утомляются не деятельностью,

а ее однообразием и одностороннестью

К.Д.Ушинский

 

Любое научное исследование есть результат содеятельности, как минимум, двух людей – автора и научного руководителя. В этом поле «освоения исследовательской культуры» оба участника процесса берут на себя равную долю ответственности. Обучающийся – желает участвовать в исследовании, интеллектуально готов к нему; Педагог – имеет опыт научной деятельности.

Обе стороны путем экспериментов, успехов и ошибок создают особую реальность, в которой им предстоит самореализоваться.  Находясь в постоянном поиске, задавая вопросы окружающему миру и подвергая сомнению найденные ответы.

Исследовательская работа включает три вида деятельности:

1.Написание научно-исследовательской работы.

2.Публичное выступление на конференциях, конкурсах.

3.Написание тезисов

Каждый этап имеет целью сформировать важные исследовательские навыки, присущие труду ученого:

· Нахождение материала для последующего осмысления или изобретения.

· Расположение его в наилучшем порядке для логичности и убедительности выводов.

· Выражение своих мыслей на языке ученого сообщества.

· Произнесение речи в публичных условиях.

Поэтому главная цель   исследовательской работы является - освоение обучающимися  таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях

Результаты:  

Формирует  ключевые компетенции:

 - Поисковые

 - Коммуникативные

 - Сотрудничества в работе

 - Развивает навыки самооценки

 - Умение  конструктивно  подходить  к решению проблем

 - Вести обучение в процессе деятельности

 - Включает  каждого  в процессе обучения

 Главная задача педагога: Мотивировать обучающихся   на проявление инициативы и самостоятельности, где каждый мог бы реализовать свои способности и интересы, т.е. создать развивающую среду.

Позиция педагога:

1.Перестает быть носителем «объективного знания», информации, которая не только никогда не понадобится в практической жизни, не имеет никакого отношения к индивидуальности данного ребенка.

2.Вы – педагог-партнер. Действия педагога направлены на формирование ключевых компетенций  обучающихся.

3.Создать «развивающую среду», в    которой  становиться возможной выработка каждым  определенных компетенций, которые могут быть использованы в любых ситуациях.  

Для успешной работы  необходимо, чтобы каждый ребенок овладел элементарными умениями самостоятельной познавательной деятельности:

- умениями работать с дополнительной литературой

-   Умения проводить лабораторные и практические работы по инструкциям

-   Умения наблюдать, фиксировать полученные результаты и на их основе делать выводы.

 

1.Пишем научно-исследовательскую работу

Создание работы-исследования является результатом кропотливого труда в течение длительного времени. Письменная форма ее фиксации дает возможность продумывать речь, возвращаться к уже написанному, перестроить предложения и части текста, осуществить поиск оптимальной формы выражения мысли. Чем больше времени отводит исследователь своему труду, чем регулярнее его обращение к избранной теме, тем больше шансов на успех. В письмах древнегреческого философа Платона есть любопытное высказывание: «Лишь долго двигая перед собой светильник, освещающий предмет с разных сторон, можно осветить знание предмета». Американский изобретатель Томас Алва Эдисон считал, что изобретение состоит из одного процента вдохновения и 99 процентов пота.

1.1       Выбор проблематики является результатом ответа на вопрос: «Чем я хочу заниматься, что меня увлекает? Чем актуальна эта проблематика для меня?».  Начиная с эмоционального отношения, которое может превалировать в процессе выбора, исследователь должен обосновать и научную актуальность (важность) темы – ее значимость для развития мыслительной и практической деятельности человека. Четкое определение актуальности не всегда возможно в самом начале, ее формулировка может оттачиваться на протяжении первых этапов работы.

1.2       С выбором проблематики работы объект исследования – то, к чему определяется исследование. Он соответствует достаточно общей сфере знаний (деятельности).  Например: Изучение дендрофлоры Мамайского леса; Изучение истории создания дендропарка СНИИСХ; Качественная оценка использования  различных сортов салатов в озеленении школьного двора. Называя объект исследовательского интереса, автор выбирает для себя приоритеты в работе, отсекая соблазн соединить разноплановые проблемы.

Свойство или характеристика объекта составляет предмет исследования (более узкое понятие по сравнению с объектом). Именно предмет изучается в ходе работы. Например,  «Изучение редких видов растений степной зоны Шпаковского  района Ставропольского края» (растения - объект исследования, а редкие виды ирисов,  их численность, плотность популяции, фенологические наблюдения – предмет исследования). Подобное определение требует движения от общего к частному.

Четкое определение предмета и объекта исследования позволяет четко определить название работы, помещенное на титульном листе, которое является лицом исследования и требует тщательной формулировки. Необходимо помнить, что главное в нем не красота и звучность, а научная точность и адекватность содержанию работы.

Определив предмет и объект исследования, отразив их в названии, исследователь должен представить, в чем заключается элемент новизны и актуальности его работы. Научная работа предполагает введение новых, раннее неизвестных  фактов, формирование новых доказательств уже сложившихся теорий или представление своей аргументированной гипотезы. Например:   

Новизна работы заключается в том, что, хотя ранее (с 1996г. по 2000г.) работы по изучению экологического состояния дендропарка СНИИСХ велись достаточно активно, в последнее время они практически прекращены.
       Актуальность работы состоит в необходимости охраны такого памятника ландшафтной архитектуры, каким является дендропарк СНИИСХ, сохранения биоразнообразия имеющихся там растений, бережного отношения к сложившейся за годы существования парка экосистеме. Оценка экологического состояния этого уникального объекта с целью его охраны и развития представляется весьма важной.

1.3. Этап сбора материалов, которые станут основой исследовательской работы, предполагает обращение к источникам и исследовательской литературе. Источники содержат первичную информацию, отражающие состояние предмета исследования на момент его существования. Работа с источником начинается с осмысления его особенностей и репрезентативности (показательности), которая должна найти отражение во введении.

При знакомстве с научной литературой важно идти от общего к частному; выявить работы, в которых освещается объект исследования. Это позволит, прежде всего, углубить свою эрудицию, приобрести всестороннее познание, определить место объекта в исследовательском пространстве. Затем, следует, обращается к   специальным исследованиям, посвященным более узким вопросам. Работа с научной литературой – важнейшая составная часть исследовательской работы, кропотливого труда исследователя.

Чтение научной литературы имеет и обучающую цель. Оно формирует необходимый терминологический инструментарий исследователя, учит четкому определению понятий, на которых строится работа.

Чтение научной литературы нацеливает на особый стиль изложения материала. Степень знакомства с научной литературой находит отражение во введении и позволит ответить на вопрос: «Какова степень изученности темы?». Это поможет понять роль собственного вклада, определить право работы на существование, и сформулировать главную цель, к достижению которой стремится автор в процессе работы.

Пример: Цель нашей работы – проанализировать экологическое состояние дендрологического парка СНИИСХ за период с 1996г. (по литературным данным) по настоящее время (2010г.)

Она решается совокупностью поставленных задач. Структурно решение каждой задачи  соответствует главе работы, заканчивающихся изложением своих выводов. 

Задачи работы:

1. Подобрать и проанализировать литературу по дендропарку.  

2. Познакомиться с людьми, работающими в дендрарии.

3. Узнать побольше о людях, стоящих у истоков создания парка.

4. Изучить влияние экологических факторов на состояние растительности дендрария и последствия антропогенного вмешательства в экосистему дендропарка.

        1.4. Заключение работы является ее завершением и соответствует сформулированным во Введении  задачам и цели.

Заключение включает не только выводы, но и обобщение, попытки прогноза развития вопросов, освещенных в работе.

Пример:

На основании уже изученного материала, можно сделать вывод, что дендропарк СНИИСХ – уникальный объект, требующий защиты и внимания.

Здесь собрано 152 вида деревьев и кустарников и, хотя состояние некоторых крайне неудовлетворительно, подавляющее большинство нормально растут и развиваются, некоторые даже проявляют агрессивные свойства.

Нами отмечен ряд видов, не указанных в общем списке видов дендрария: Самшит, Лох серебристый, Шелковица черная, 2 вида Колютеи, другой вид Форзиции, Паслен сладко-горький. Наряду с обнаруженным недавно студентами СГУ Бумажным деревом, это представляет значительный интерес

Перспективы дальнейшего исследования:

Мы собираемся продолжить фенологические наблюдения, включив в них некоторые другие виды;  определить ряд не определенных видов (Жимолости, Клена, Сирени и др.); составить карту дендрария с указанием участков с различными видами и уровнем нагрузки; продолжить гербаризацию образцов.)

 

2.Устное выступление.

Устное выступление является апробацией выполненного исследования, но в отличии от него призвано- немногим, но о многом сказать. Подготовка ограниченной временем речи является не менее кропотливым делом, чем написание самой работы. К составляющим ораторского искусства  относятся:

·  Формулировка вопроса (проблемы)

·  Знание дела (компетентности)

·  Стройность речи( последовательность, логичность(, выражающаяся в форме речи

·  Достоинство говорящего (поведение оратора, характеризующее эстетическую и этическую сторону выступающего)

Хорошо подготовленная речь понятна и лаконична. Сведения, которые оратор доносит до слушателей, характеризуется объективностью. Выступающий должен четко разграничивать, что именно является констатацией фактов, а что – личным мнением и оценкой, которую можно сформулировать только при личном участии в исследовании.

Изучив с ребятами вопросы сохранения здоровья человека, улучшения экологической ситуации родного города, проблемы сохранения биоразнообразия местной флоры,   помогают понять обучающимся, какие мероприятия необходимо проводить им самим, чтобы предотвратить экологическую катастрофу. Тематика исследований в секции разнообразна. Это и  работы по изучению редких видов растений степной зоны Ставропольского края,   лесозащитных полос.  Изучение и классификация дендрофлоры памятника ландшафтной архитектуры «Дендропарка СННИИСХ» г. Михайловска, изучение альгофлоры реки Чла, оценка декоративных качеств различных сортов салатов для использования в озеленении школьного двора, изучение онтогенетического развития Артемии в зависимости от концентрации солей, сорные растения приусадебных хозяйств, изучение популяции Ужовника обыкновенного на территории лесозащитной полосы Шпаковского  района.  По уровню сложности они соответствуют возрасту и способностям юных исследователей.  Мои воспитанники  являются постоянными участниками различных конкурсов, олимпиад  и конференций районного,  краевого и российского уровня, где неоднократно занимали призовые места. Среди участников есть четыре победителя всероссийских олимпиад.

 

3. Выводы

Таким образом, исследовательская работа является  одним из резервов повышения эффективности обучения учащихся и способствует  целенаправленному формированию мотивов учения.  Исследования показали, что отношение ученика к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к ученикам. Исходя из поставленной задачи, я стремлюсь  к организации системы работы по созданию условий для организации исследовательской деятельности учащихся не только в рамках учебного учреждения, но и использовать возможности учреждений дополнительного образования, таких как станция юных натуралистов и краевая экологическая школа.  Эта система позволяет обеспечить качественную подготовку выпускников, ориентированных на продолжение исследовательской деятельности в вузе, владеющих методами научного познания, компетентных в вопросах формулировки и применения научного аппарата исследования. Кроме того, важным итогом такого рода деятельности является формирование исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом. При этом  становится  возможным выстраивание индивидуальной траектории обучения отдельных учащихся. Индивидуальный подход к учащимся предоставляет неограниченные возможности для совершенствования ребенка и дает достаточно высокие результаты. Происходит не только совершенствование знаний учащихся по предмету, но и развитие школьника.

Анализируя результаты работы учащихся в технологии учебного исследования, можно сделать выводы, что организация научно-исследовательской деятельности учащихся способствует развитию социально-активной личности,  активизации познавательной деятельности  и повышению эффективности обучения. И это наглядно представлено в виде диаграммы.

 

 

Диаграмма 1. Мотивация к изучению предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.     Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск: Пеленг, 1999.

2.     Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. –М: прогресс, 2003

3.     Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». М.: Проспект. 2006.

4.     Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. 2003. №2.

5.      Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.

6.     Сотникова Н.Н. Формирование экологической культуры детей в Краевом эколого-биологическом центре. // Экология. Культура. Образование. Выпуск третий, 2001.

7.     Правила оформления результатов исследовательских работы по экологии. Методическое пособие. – Ставрополь: КЭБЦ, 2003. – 24

 

 

 А с тезисами детских исследовательских работ можно ознакомиться в разделе сайта СЮН "Библиотека"

 

 

 

Мой мастер-класс "Информационные системы"

 

Немного о себе Мои ученики Мои уроки Дополнительное образование и внеклассная работа

 



Hosted by uCoz