МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

"СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ"

НАША БИБЛИОТЕКА 

 Жирова И.Н., методист Станции юных натуралистов 

 

Первостепенную роль в условиях коренного пересмотра взаимоотношений общества с природной средой приобретает экологическое образование  всего населения планеты и, в особенности, подрастающего поколения. Как отмечается во многих исследованиях, целенаправленная система формирования экологической культуры в процессе обучения и воспитания еще не сложилась.

Практически во всех школах района отсутствует предмет экология. Однако такая возможность существует у учреждений дополнительного образования, так как они является полноправными партнерами школьного образования. Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает детям в личностном и профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в школе.  Образовательная среда на станции юных натуралистов носит сугубо экологический характер.

Говоря об эколого-образовательной среде станции юных натуралистов, необходимо определиться с понятием «образовательная среда». Существуют различные взгляды на содержание термина «образование», «среда». Мы будем понимать под образовательной средой систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Станция юных натуралистов, как уже говорилось выше, является учреждением дополнительного образования эколого-биологической направленности. Миссией СЮН является трансляция ценностей экологической культуры в образовательном пространстве города и района.

Цели состоят:

-      в экологическом просвещении, воспитании, образовании обучающихся;

-      в формировании экологических ориентаций личности;

-      в оказании педагогической поддержки воспитанникам, в их жизненном и профессиональном самоопределении, в адаптации личности воспитанника к жизни в изменяющемся социуме;

-      в формировании активной жизненной позиции.

Основными формами работы, в которых реализуются цели и задачи экологического образования, являются проектные формы работы, с использованием современных методов и приемов: групповые формы работ, межпредметные интегративные занятия, разнообразные творческие работы обучающихся, защита идеи, экскурсии, поездки, экологические прогулки, экспедиции, исследовательская деятельность, публичные защиты исследовательских работ, научные конференции, уроки творчества, Дни  Птиц, Леса, Охраны окружающей среды, Всемирные Дни Земли, Защиты животных, Воды, Биологического разнообразия, экологические акции и многое другое.

Число обучающихся в постоянных учебных объединениях - более 800 человек. Возраст воспитанников от 6 до 18 лет.

В системе непрерывного экологического образования важнейшим звеном является начальное. Поэтому акцент делается на работе с воспитанниками старшего дошкольного и младшего школьного возраста, так как этот возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования экологического отношения к природе. В этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются качества личности, которые определяют его сущность.

В этом возрасте в сознании происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и самому себе. К сожалению, образовательный процесс в школе не позволяет в полной мере раскрыть возможности ребенка в расширении его личного экологического пространства, так как отсутствует соответствующая экспериментальная база.

Специально созданные условия на станции юных натуралистов являются наиболее благоприятными для реализации программы эколого-биологического направления. Потенциал станции в организации эколого-психологического воспитания связан с ее особыми возможностями: создание нестандартной развивающей экологизированной игровой среды; реализация комплексного подхода к экологическому воспитанию с участием специалистов разного профиля; организация практической деятельности детей; разнообразие организационных форм и методов экологического воспитания.   

 Имеются в распоряжении станции оранжерея (более 200 видов растений),   небольшой зоологический отдел (живые объекты), методический кабинет с библиотекой (более 1000 экземпляров),  учебно-опытный участок (цветочно-декоративный отдел),  рокарий, розарий и экологическая тропа.

Для того, чтобы более полно описать эколого-образовательную среду станции юных натуралистов мы провели небольшой опрос наших воспитанников. В опросе участвовало 74 обучающихся в возрасте 11-17 лет. Необходимо было ответить на следующий вопрос: «Станция юных натуралистов для меня это…», мы получили такие ответы:

-      место, где можно познать о различных растениях и животных;

-      возможность поухаживать за животными;

-     познавательное место, где можно узнать много интересного и в дальнейшем определиться с профессией;

-      разные познания, праздники и конкурсы;

-      занятие и одновременно развлечение;

-       у меня здесь много друзей;

-      место полезного проведения свободного времени;

-      интересные разговоры с преподавателем;

-      имеет большое значение для поступления в вуз;

-     хороший способ обучиться чему-то новому, отвлечься от школы, познакомиться с интересными людьми;

-      то место, где можно показать все свои способности, то, что ты умеешь делать.

Такой видят станцию юннатов воспитанники - участники экологического образовательного процесса.

Таким образом, своеобразная экологизированная образовательная среда станции юных натуралистов способствует развитию личности, появлению у нее профессионально-ориентированных установок. Это обеспечивает воспитаннику возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.

Модель выпускника станции юных натуралистов состоит из качественной характеристики личности, включающей ценностные ориентации, социальные и интеллектуальные умения.

Ценностные ориентации:

-      активная гражданская позиция;

-      сформированность экологической культуры;

-      толерантное отношение к окружающему социуму;

-      здоровый образ жизни;

-      нравственные принципы.

Социальные умения:

-      сформированность навыков научно-исследовательской работы;

-      предприимчивость и инициативность;

-      мобильность и умение адаптироваться;

-      способность самостоятельного принятия решений;

-      самореализация и выбор будущей профессиональной деятельности.

Интеллектуальные умения:

-      целостное представление об окружающем мире;

-      разносторонние интересы;

-      ассоциативность мышления;

-      способность к самообразованию;

-      креативность;

-      умение работать с информацией, делать объективные и взвешенные выводы.

Наша станция юных натуралистов - победитель в окружном этапе третьего Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования  детей в группе «Муниципальные образовательные учреждения» в номинации «Станция».

 

 

в начало                                                                                                                                                                                    

 

 

Форум нашей станции

 

 



Hosted by uCoz